Роль спорта в жизни студенческой молодежи



Студенческие спортивные организации

В организации ипроведении учебно-тренировочной работы испортивных соревнований студентов во вне учебное время активное участие принимают как общественные студенческие спортивные, так и неспортивные организации и объединения. От активности внутри вузовской общественной организации — спортивного клуба вуза во многом зависит спортивная жизнь студентов в учебном заведении. Ректорат и кафедра физического воспитания оказывают ему возможную материальную, методическую ипрактическую помощь как в работе отдельных спортивных секций и групп, так и организации ипроведении соревнований. Значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играет общественное объединение студентов и работников высших учебных заведений — Российский студенческий спортив­ный союз (созданный в конце 1993 г.) и его региональные организации. В его Уставе записано, что основная цель Союза — консолидация усилий всех заинтересованных организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы, студенческого спорта, гармонизация физического и духовного воспитания, укрепление здоровья студенческой молодежи в высших учебных заведениях и подготовка спортсменов для участия в соревнованиях различного уровня. Именно по результатам студенческих спортивных соревнований, проводимых Союзом, определяется и состав команды студентов на российские имеждународные спортивные соревнования. Российский студенческий спортивный союз осуществляет международные студенческие спортивные связи. Он коллективный член Международной федерации университетского спорта (ФИСУ), кото­рая имеет своей целью содействовать: ♦ развитию студенческого спорта на всех уровнях; ♦ физическому и духовному воспитанию студентов; ♦ сближению студентов всех стран и их сотрудничеству в интересах единства международного университетского спорта. Одна из задач ФИСУ — организация международных спортивных студенческих соревнований по различным видам спорта.

Общеизвестно, что физкультура задерживает процесс старения, предупреждает развитие заболеваний, сохраняет нормальную работоспособность. Мышечная сила — это здоровье и красота, высокая работоспособность и умение владеть собой. Мозг управляет не только мыслительными процессами, но и работой мышц. Исследования, проведенные на студентах и научных работниках, показали, что люди с более развитой мускулатурой обладают более высокой работоспособностью. Импульсы от работающих мышц, поступая в мозг, могут подавлять отрицательные эмоции, отчего на смену тревожному настроению приходит чувство бодрости, или, как говорил академик И.П. Павлов, «мышечной радости». Тренированные мышцы защищают от случайных травм, обеспечивают зоны прочности при физической работе, являются тем резервом, который помогает человеку противостоять натиску эмоциональных нагрузок. Развить силу могут занятия атлетической гимнастикой. В медицинских книгах II века до н.э. описаны рекомендации по использованию силовых упражнений для разработки суставов, регулирования дыхания, укрепления мышц. Руководство по «врачебной гимнастике» Д. Шредера вышло в 1885 г., содержало описание 15 упражнений для развития различных групп мышц. Атлетическая гимнастика, как система упражнений с отягощениями ради укрепления здоровья, исправления недостатков телосложения и осанки зародилась в России. В 1889 г. В.Ф. Краевский основал кружок атлетики в Петербурге. Атлетизм — это не только силовые упражнения, но и разносторонняя физическая подготовка, включая бег, плавание, игры, акробатику, туризм и т.д. Одно из важнейших требований к процессу осовременивания вузовской физической культуры и спорта — обучение студентов технологии использования невостребованных средств и методов как для повышения физической и умственной работоспособности, так и с целью укрепления здоровья. В современных системах физического воспитания значительное предпочтение отдается спорту — игровой, соревновательной деятельности, направленной на достижение результатов, характеризующих высокие двига­тельные возможности человека в условиях соперничества.

Историческое развитие спорта как многогранного общественного явления, его социальная значимость и практическая ценность заставляют нас видеть в нем совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, Одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим — одно из важнейших средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, способствующих сотрудничеству и дружбе между народами» (Л.П. Матвеев, 1976). Занятия отдельными видами спорта или системами физических упражнений, носящими, как правило, массовый характер, в основе которых — доступность и возрастная приемлемость, объединены в так называемый массовый спорт, «спорт для всех». Цели и задачи его тесно увязаны с активными видами отдыха, рекреацией, повышением работоспособности, укреплением здоровья и гармоничным развитием, совершенствованием человека. «Спорт для всех» играет важную роль в решении проблем, касающихся целесообразной двигательной активности человека, как неотъемлемого компонента повседневного режима, здорового образа жизни. К сожалению, рекомендации ученых и соответствующие научные данные о двигательной активности, ее объемах, видах, влиянии на различные возрастные группы недостаточно достоверны и требуют более строгих исследований. Спорт высших достижений предполагает систематические, целенаправленные тренировки, обязательное участие в соревнованиях, в ходе которых решаются задачи достижения максимальных результатов, обычно превышающих уже достигнутые ранее.

загрузка...

Трудно назвать точное число конкретных видов спорта и различных систем физических упражнений, культивируемых хотя бы в цивилизованных странах. Обычно данные колеблются в пределах 75—100, без точного учета возникновения и развития их среди народов и народностей. Как правило, отдельные упражнения или даже целые системы физического и духового воспитания отдельных стран, народов, племен имеют сугубо практическую направленность, обусловленную особенностями обычаев, традиций, ритуалов, запросами жизнеобеспечения и безопасности, и иногда даже носят характер состязаний, но не в нашем понимании сущности спорта. Примечателен пример, относящийся еще ко временам расцвета колониальной политики. «По словам норвежского путешественника Карла Лумхольца, тараху-мары — индейцы, живущие на склонах горной цепи Съерра Мадре, простирающейся по северной границе Мексики, — способны проводить состязания по бегу на дистанции длиною в несколько сот километров. Эти способности связаны, видимо, с преследованием дичи и суровыми природ­ными условиями. Мексиканцы пытались использовать данные качества тарахумаров в марафонском беге на Олимпиаде 1928 г., однако, индейцы, стартовавшие без серьезной тренировки, вызвали разочарование, поскольку пришли к финишу с результатами ниже средних, но без каких-либо признаков усталости» (Л. Кун, 1982). Как правило, в вузе, обучающем 3500-5000 студентов практикуется 25-30 видов спорта и занятий различными системами физических упражнений. В зависимости от климатических условий, месторасположения вуза, возможностей его материально-технической базы, особенностей будущей профессиональной деятельности выпускников, а также контингента тренерско-преподавательского состава меняются количество, содержание форм и видов спортивного совершенствования. Понятно, что перечисленными выше причинами не исчерпываются пути развития, становления того или иного вида спорта: национальные традиции, новаторская инициатива спортивной общественности, наконец, мотивация студенческой молодежи могут быть не менее решающими. Наиболее популярны и доступны сегодня занятия следующими видами спорта и системами физических упражнений: бег на длинные дистанции, кросс, ходьба и бег на лыжах, велоспорт, плавание, спортивные игры, особенно баскетбол, волейбол и их «производные.» (пляжный волейбол, игры «3» на «3», «2» на «2» и др.), настольный теннис, футбол, мини-футбол, тренажерная гимнастика, спортивная аэробика, атлетическая гимнастика, восточные виды единоборств и стилей рукопашного боя и самозащиты, туризм, скалолазание, спортивное ориентирование, альпинизм, а также горнолыжный спорт и его разновидности, конькобежный спорт. Начинают входить в моду и культивироваться оздоровительные системы, сочетающие физические упражнения и средства закаливания, общей и локальной коррекции тела, мышечной массы, упражнения реабилитационного характера для ликвидации последствий нервных срывов, стрессовых состояний. Как всегда, студенческая молодежь с интересом откликается на экзо­тические нововведения, нетрадиционные виды спорта и отдыха.

Контрольные вопросы и упражнения для самопроверки:1. Определение понятия «спорт». 2. Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями. 3. Массовый спорт, его цели и задачи. 4. Характеристика понятия «Спорт высших достижений». 5. Национальные виды спорта и их особенности. 6. Студенческий спорт, его организационные особенности. 7. Спорт в высшем учебном заведении.

Рекомендуемая литература:1. Васильева О.С., Правдина Л,Р., Литвиненко С.Н. Книга о новой физкультуре (оздоровительные возможности физической культуры). Ростов н/Д, 2001. 2. Головин ВА., Масляное ВА., Коробков А.В. Физическое воспитание. М., 1983.

3. Физическая культура. Учебник. М., 1999. 4. Физическая культура и здоровье. Учебник. М., 2001.




Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



76 − 67 =