Древневосточная деспотия.

Необходи­мость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию спе­цифической формы такой власти — неог­раниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы государства, — в подавлении сопротивле­ния эксплуатируемых, поддержании обще­ственного порядка. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный ор­ганизатор системы искусственного ороше­ния, необходимой для нормальной хозяйст­венной жизни в стране. Активное вмеша­тельство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению много­численной администрации, организован­ной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, обще­ственное положение в зависимости от места на служебной лестнице.

Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рас­сматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственно­сти вряд ли применимо к государственной или царской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современ­ном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находи­лась в наследственном владении многочис­ленных общин (а внутри общин распре­делялась между общинниками). Часть зем­ли раздавалась придворным, воинам, ари­стократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства за право пользования землей обычно платили поземельный налог в пользу государства, несли некоторые по­винности. После выплаты налога и выпол­нения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее прода­жи.

Вместе с тем значительная часть земли была сосредоточена непосредственно в ру­ках древневосточного деспота и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные царские и храмовые поместья, где трудились рабы, рабочие от­ряды зависимых лиц, многочисленные арендаторы. Таким образом, в руках деспота сосредоточивалось большое количество производимой в стране сельскохозяйствен­ной и ремесленной продукции, других ма­териальных ценностей, получаемых непос­редственно из царских имений или в виде налогов со всего населения.

Древневосточная деспотия как специ­фическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно пре­одолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии по­степенно перерастали в ту или иную разно­видность древневосточной деспотии. Важ­ной особенностью древневосточной деспо­тии являлось особое положение главы госу­дарства — правителя-деспота. Царь считал­ся не только носителем всей полноты вла­сти: законодательной, исполнительной, су­дебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обо­жествление личности царя-деспота —важная особенность древневосточной деспо­тии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была раз­личной: то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неоди­наковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы госу­дарства, своего рода олигархические ре­спублики, например в ряде государст­венных образований Древней Индии, в не­которых городах Финикии.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

24 − = 14