Философия и мировоззрение. Виды мировоззрения.

I Тезис-конспект

базовых вопросов курса

РАЗДЕЛ 1 Философия как наука

Познание – способ отражения объективной реальности (получения знания), возникший с возникновением жизни и непрерывно развивающийся от примитивного чувственного восприятия к абстрактному мышлению.

Чувственное восприятие (чувственное познание) – составная часть познания, заключающаяся в отражении реальности исходя из ее воздействия на органы чувств.

Ощущение – форма чувственного познания (восприятия) – отражение отдельных свойств объективной реальности непосредственно действующих на органы чувств и возбуждающих нервные центры. Является исходным пунктом любого познания.

Восприятие – базирующийся на ощущениях процесс приема и преобразования информации, создающий целостное отражение образов по некоторым, непосредственно воспринимаемым свойствам.

Представление – воссоздание образа предмета или явления в данный момент не воспринимаемого, но зафиксированного памятью (появление которой обусловлено развитием мозга сверх пределов, необходимых для простой координации функций отдельных органов), а так же (на последнем этапе развития познания), образ, созданный продуктивным воображением, опирающимся на абстрактное мышление (например, визуальное изображение ни разу не виденной солнечной системы из одного лишь рассудочного знания).

Интуиция – высшая форма чувственного познания, являясь инстинктивной формой мышления, не просто отражает непосредственные ощущения подобно восприятию, но и, опираясь на опыт, ассоциативные и индуктивные связи, преобразует их в новое, непосредственно не следующее из ощущений, знание. Служа переходным звеном к абстрактному мышлению, она, по сути, является непосредственным мышлением, оперирующим чувственными образами.

Поскольку все формы чувственного познания непосредственно связаны с ощущениями, то дают лишь фрагментарное, полностью субъективное и, от того, зачастую, искаженное отражение действительности (так, человек может чувствовать голод, не испытывая реальной потребности в еде или испытывать страх, не имея на то внешних причин). Более объективное абстрактное мышление призвано внести порядок в хаос ощущений и исключить субъективные искажения.

Абстрактное мышление позволяет целостно отражать действительность путем анализа продуктов иных форм познания, получая знание не подлежащие чувственному восприятию, а так же, опираясь на воображение, активно его преобразовывать. Его отличительная черта – абстракция – процесс мысленного выделения одних и отвлечения от других свойств и связей, в результате которого, выделенные свойства представляются обособленно не только от других свойств, но и от их носителей. Это позволяет глубже проникать в их природу и находить сходства там, где чувственное познание обнаруживает лишь различие или различия, где чувственное познание обнаруживает лишь сходство.

По этому, мыслить – значит, прежде всего, не блуждать взглядом по поверхности, а, углубляясь во внутрь, находить суть явлений и определять их взаимосвязь, не ограничиваясь ощущениями и образами. И если кто-то способен различать лишь внешнюю форму, то это означает, что он не способен здраво мыслить.

Благодаря абстракции мышления формируется понятие, отражающее существенные признаки ряда предметов и, чем оно шире, тем меньше в нем заключено конкретной информации; детализированность, в свою очередь, сужает объем понятий вплоть до единичных фактов. В понятиях мышление отражает действительность в обобщенных формах, отвлекаясь от частных случаев и выделяя в них общие признаки, присущие данному классу явлений. При этом, общие признаки всегда связанны с различием, поскольку, начавший усматривать все, до мельчайших подробностей, сходства, обязательно обнаружит различия и, наоборот, исследуя различия, обнаружит сходства.

Тесная связь мышления со способностью четко, ясно и лаконично формулировать мысль проявляющаяся, в том числе, в формировании понятий, позволяет само мышление подвергать анализу, необходимому для оценки его объективности и правильности. (К.К. Красносельский).

Мировоззрение как совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Источники мировоззрения: мироощущение, миросозерцание, мировосприятие, миропредставление.

Виды мировоззрения: миф, религия, философия, наука. Типы мировоззрения: обыденное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

В истории человечества выделяются основные формы мировоззрения:мифология; религия; философия; наука.

Мифология— форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

загрузка...

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические проблемы.

Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Обыденному мировоззрениюхарактерна эклектичность.

Философия как мировоззрение прошла четыре основные стадии своей эволюции:космоцентризм; теоцентризм; антропоцентризм; наукоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы)[1].

Наукоцентризм (сциентизм) – тип философского мировоззрения, в центре которого находится единственный путь познания – естественнонаучный. Здесь преобладает абсолютная вера в абсолютные познавательные возможности естественных наук (физики, химии, биологии и т.д.), результатом которых является научное знание («одномерный мир фактов»).

Проблемы мировоззрения современного человека. Роль философии становлении современного мировоззрения.

2. Происхождение и сущность философии. Взаимовлияние философии и науки. Основные периоды в развитии философии

Историко-культурные предпосылки образования философии как науки в VI - V вв. до н.э.(Пифагор).

Генезис смысла и предназначения философии и философского знания (Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Эпикур и др.). Многообразие понимания начал философии (Аристотель – удивление; Цицерон – подготовка себя к смерти; Н. Кузанский – природное влечение к духовной пище; Х.Ортега-и-Гассет – жажда ясности; Ж.Лакруа – беспокойство (интегральное состояние души) и т.д.).

Философскому знанию присущи следующие моменты:

1) исследование наиболее общих проблем бытия; 2) анализ наиболее общих проблем сознания и познания; 3) изучение общих вопросов функционирования общества; 4) существенных проблем человеческого бытия.

Современнаяфилософия есть учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира.Т.О. изучаемые философией законы, принципы и категории распространяются на всю совокупность бытия.

Взаимовлияние философии и науки.Понятие науки как сферы человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Философия - мать всех наук. Теория «отпочкования» от философии всех ныне существующих наук. Различие предмета философии и всех конкретных наук. Наука как форма мировоззрения. Наука и философия – в единстве и различии. Философия и религия; - мифология; - искусство, - паранаука и т.д.

Основные периоды в развитии философии:

· Эпоха Древнего мира (Индия, Китай, Греция) - середина 1 тыс. до н.э. - III век.

· Эпоха Средневековья – IV- XIV вв.

· Эпоха Возрождения – XVв.

· Эпоха Нового времени - XVII в.

· Эпоха Просвещения – XVIII в.

· Немецкая классическая философия - 1770 -1850 гг.

· Неклассическая философия - конец XIX в.

· Современная философия ХХ-ХХI вв.

Философия и наука в современном мире: сциентизм и антисциентизм.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 31 = 40