Форс-мажор

Существует общий принцип права, предусматривающий ситуации, порождаемые непреодолимой силой - форсмажор (от лат. vis major). Это побудило национальные правовые системы установить нормы, определяющие права и обязанности субъектов в случае таких событий. Quod alias non fuit licitum neccessitas licitum facit - необходимость делает законным то, что было бы незаконным при иных условиях. Этот общий принцип права имеет силу и в международном праве. В нем под форсмажором понимается ситуация, при которой субъект вынужден действовать вопреки международному обязательству в результате действия непреодолимой силы или не поддающегося контролю непредвиденного события. Международной практике известно множество случаев ссылок на форсмажорные обстоятельства как на основание для оправдания невыполнения обязательств *(1086).

Чаще всего такие ситуации возникают при несанкционированном вторжении воздушных судов одного государства в воздушное пространство другого в результате повреждений или погодных условий. Это же относится к нарушению режима прохода морских судов через территориальное море и прилежащие зоны. Подобное специально предусматривается в конвенциях. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. говорится, что проход через территориальное море включает остановку и стоянку на якоре, поскольку они "необходимы вследствие непреодолимой силы" (ст. 18.2). Аналогичное положение содержит Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г. (ст. 7.1).

Форс-мажор рассматривается судебной практикой как общий принцип права. В решениях по делам о сербских займах и бразильских займах Постоянная палата международного правосудия признала форсмажор общим принципом права, но с учетом обстоятельств этих дел сочла ссылку на него необоснованной *(1087).

При рассмотрении арбитражем дела "Рейнбоу Уорриор" Франция ссылалась на форсмажор как на обстоятельство, исключающее противоправность ее действий по откомандированию своих офицеров с острова Хао и отказа вернуть их после лечения. В решении арбитраж определил: "Новая Зеландия права, утверждая, что ссылка на форсмажор не может быть отнесена к данному делу, поскольку критериями его применимости является абсолютная и материальная невозможность, а обстоятельство, которое делает исполнение более затруднительным или обременительным, не относится к числу форсмажорных обстоятельств" *(1088).

При подготовке проекта статей о праве договоров Комиссия международного права отразила общую концепцию форсмажора, который является обстоятельством, исключающим противоправность отступления от договора *(1089). Однако Венская конференция решила сузить формулировку в интересах стабильности договорных отношений. Было сочтено принять норму, предельно ограничивающую возможность отступления от договора. Участник вправе ссылаться на невозможность выполнения договора лишь в случае, если она является результатом безвозвратного исчезновения или уничтожения объекта, необходимого для выполнения договора ( ст. 61).

Международная практика, включая судебную, признавая наличие нормы о форсмажоре, придерживается того, что она применима лишь в исключительных случаях, когда невозможность выполнения обязательства является абсолютной и материальной. Это положение нашло отражение и в Статьях об ответственности государств. Статья 23 "Форс-мажор" устанавливает:

"1. Противоправность деяния государства, не соответствующего международному обязательству этого государства, исключается, если это деяние обусловлено форсмажором, то есть проявлением непреодолимой силы или непредвиденного события, вне контроля данного государства, делающих материально невозможным в данных обстоятельствах выполнение соответствующего обязательства.

2. Пункт 1 не применяется, если:

а) форсмажорная ситуация обусловлена, либо целиком, либо в сочетании с другими факторами, поведением государства, ссылающегося на нее; или

b) данное государство приняло на себя риск возникновения такой ситуации".

Приведенное положение не столь ограничено, как соответствующее положение Венских конвенций о праве договоров. В целом оно отвечает существующей международной практике.

Из сказанного видно, что, во-первых, соответствующее деяние должно быть предопределено непреодолимой силой или непредвиденным событием, которое находится вне контроля данного государства. Во-вторых, выполнение обязательства оказывается материально невозможным.

"Непреодолимая сила" означает, что должно существовать препятствие, которое государство не было в состоянии избежать или которому оно не могло воспрепятствовать. Под "непредвиденным событием" следует понимать, что наступление этого события было невозможно предвидеть или что оно было предельно маловероятным. Если такое событие можно было предвидеть, то не выполнившая обязательство сторона может рассматриваться как принявшая на себя риск выполнения обязательства при наступлении этого события. Возможность предвидеть событие оценивается на момент принятия обязательства. Сторона должна предпринять все имеющиеся в ее распоряжении меры для должного выполнения обязательства, а не пассивно наблюдать наступление события, которое может послужить основанием для его невыполнения.

загрузка...

Непреодолимая сила или непредвиденное событие должны быть причиной ситуации материальной невозможности выполнения обязательства. Материальная невозможность может быть обусловлена естественным событием - это, например, аварийная посадка самолета в условиях урагана на территории другого государства. Причиной может быть и деятельность людей, например, выход из-под контроля государства части территории в результате восстания.

Под ситуацию форсмажора могут подпадать и случаи применения силы, принуждения одним государством другого. Форс-мажор не распространяется на ситуации, при которых выполнение обязательства стало более затруднительным, например, в результате политического или экономического кризиса. Это касается и ситуаций, порожденных небрежностью или бездействием соответствующего государства.

Не может быть признана форсмажорной ситуация, созданная ссылающимся на нее государством или спровоцированная им. В решении арбитража по делу "Ливийская компания иностранных инвестиций" ссылка на форсмажор не была признана обоснованной, поскольку "предполагаемая невозможность не была результатом непреодолимой силы или непредвиденного внешнего события вне контроля Бурунди. На самом деле невозможность явилась результатом одностороннего решения этого государства" *(1090). Напомню, что согласно Венской конвенции о праве договоров на материальную невозможность нельзя ссылаться, "если эта невозможность является результатом нарушения этим участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого на себя по отношению к любому другому участнику договора" ( ст. 61.2).

Государство может заранее принять на себя риск возникновения ситуации форсмажора или в силу самого обязательства, или в силу своего поведения, или одностороннего акта. При всех условиях принятие на себя риска должно быть совершенно недвусмысленным и относиться к тем сторонам, перед которыми взято обязательство. После взятия на себя ответственности за определенный риск государство не может ссылаться на форсмажор.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 14 = 20