Геродот.

Греческая проза V-VI вв. до н.э.

· Греческая историческая проза. Геродот и его «музы». Научное и художественное значение истории Геродота.

· Развитие ораторского искусства в Афинах. Жизнь и деятельность Демосфена.

· Философская проза (Сократ, Платон, Аристотель).

· «Поэтика» Аристотеля и вопросы литературы и искусства.

Прозаические жанры появляются позже поэтических. Дело не в легкости запоминания этих текстов. Проза возникла тогда, когда общество перестало удовлетворяться мифологическим объяснением мира. Когда возник интерес к знаниям. Эмоциональное познание мира возможно коллективно, но научное познание так невозможно.

Проза появляется вместе с идеей государственности. Четвертый век – идея единства. Первые прозаические произведения лежат посередине между искусством и наукой. Исторические, философские произведения пишутся по закону художественного творчества, хотя древний грек понимал, что наука представляет факты, закономерности. Но стиль изобиловал метафорами, эпитетами, сравнениями и т.д.

Греческая проза зарождается как историческое повествование. Из исторического повествования получаются философские повествования, география и риторика. Первые создатели прозы – логографы. Они описывали тот мир, с которым столкнулись греки-мореходы. Римляне завоевывали местность, а греки колонизировали. Они использовали новеллы городского фольклора. Первые использованные документы – погодные списки должностных лиц городов. Логографы разделили сферы своего влияния: одни описывали путешествия по суше (периоды), другие – морские (периплы (?)). Логографы включали фольклор и легенды.

Гекатей – «Объезд земли» описывает то, что считает верным сам. Включает и мифы, но не доверяет им. Вопрос: откуда появился термин «история»? Это от греческого глагола «ведать» - но ведать на основе виденного. Историческая наука возникает как изучение человека и общества в развитии. Второй вопрос: почему история возникла именно у греков? Македонский пришел в земли нести культуру, но там уже была. Но нигде не было исторического знания. Историческое знание может появиться только у свободного народа – это всегда концепция. А все восточные государства основаны на тирании. А греки относительно свободны. Деспотия приводит к тому, что жизнь общества зависит от жизни правящей семьи. Греки отмечали поворотные события в своей истории – троянская война – иной подход к летоисчислению. Архивы, протоколы подспудно являлись материалами для истории.

«Отец истории». 484 г – Малая Азия. Прожил недолго, умер в 425 г. Единственный человек, который объездил все известное населенное пространство. Знал много языков. Известное пространство – ойкумена. Геродот делает упор на факт, а не на рассказ. У Геродота появляется главная задача истории – самопознание для прогнозов на будущее. Название труда «История». Разделили на девять частей, названия по имени муз – разделили ученые. Геродот разделил на две части. Первая часть: становление персидской монархии. Вторая часть: события Греко-персидской войны. До конца он ее не довел. Закончил на освобождении Эллады и вопросе куда перенести дальнейшие военные действия. Простое начало: «Вот изложение трудов Геродота…» Причины войны – четкая концепция. Главная причина – противостояние менталитета западного и восточного. Геродот – европоцентрист. Считает, что греки победили, потому что они свободны. Смешение историка и мифолога: причины войны – похищение женщин. Идея: ничего сверх меры. Персы хотели сверх меры, вот и поплатились. 1 часть посвящена персидским государствам и этническим группам. Каждой группе логос, часто по типу новелл. Признаки новеллы: краткая, драматическое повествование, парадоксальность ситуации, включает диалог, каждое слово важно, метафора, деталь, неожиданная развязка. Геродот – первый. Что он включает в повествование как историк? Природные условия, обычаи, диковинки – встречается рассказ о скифах, описывается столкновение Дария и скифов. Описание народа у гор, бреют головы – башкиры. Геродот пользовался услугами переводчиков, но мало им верил.

Только историки – Фукидид. 460-404. Потомок Метиада. Легенда связывает Геродота и Фукидида. Фукидид тоже держался фактов, но начинает включать в свои сочинения документы. Фукидид описывает пелопонесскую войну, из-за нее он стал изгоем в собственной стране. Бессмысленность войны. Фукидид или был убит или сбежал к персам. У Фукидида нет установки на развлекательность, не художественная направленность. Зато ужасная наивность – включает дословные речи, которых не слышал.

Еще один – Ксенофонт. Ученик Сократа. 430-354. Изгнан из Афин и как ученик Сократа, и как описывающий пелопонесскую войну. Продолжал описание Фукидида. Нелестная для Афин характеристика. Противник демократии. Бежит в Персию. Там находит понимание. Три труда: «Греческая история», «Анабазис» - это военный дневник, написанный как бы от третьего лица греческого наемника в персидской армии. Описан поход, возвращение в Грецию наемников. Последний труд – «Воспитание Кира». Изображение его как идеального монарха, романизированная биография. Сверхзадача – поиск выхода из унизительного для грека положения.

загрузка...





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

80 + = 84