Как читать произведение?



Это не праздный вопрос. Опытный филолог читает произведение, как правило, трижды. При первом прочтении важно отдать себе отчёт в том, нравится ли вам сюжет, привлекают или отталкивают персонажи, находите ли вы что-нибудь общее между рассказанной писателем истории и вашим личным жизненным опытом. На языке современного литературоведения этот этап можно считать первоначальной актуализацией текста.

Актуализация – термин рецептивной эстетики – оживление, овеществление детали или эпизода литературного произведения читателем, - превращение мимолётной сценки в развёрнутую картину, порождающую разветвлённую сеть ассоциаций и эмоций.

(«Современное зарубежное литературоведение»,

Интрада, М., 1996, стр. 20).

Второе чтение – попытка осмысления текста на идейно-тематическом, проблемном уровне. Важно определить (иногда зафиксировать это письменно, сформулировать, составить тезисы и т.д.) тему, проблематику, художественную идею произведения. Школьная практика преподавания литературы направлена на выяснение того, какую главную мысль пытался высказать автор и почему для высказывания её он прибегнул конкретно к этомусюжету, этим персонажам, этому поэтическому языку?

Напомним, что темой произведения называется главный предмет,основное содержаниеизложения, рассуждения, разговора.

Проблема, как правило, представляет собой сложный вопрос, задачу, требующую разрешения, развития.

Идея – это понятие или представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения. Применительно к художественному произведению можно сказать, что идея – основная главная мысль, определяющая авторский замысел и его воплощение в сюжете.

Тема произведения чаще всего обозначается односложно (например: рассказ о буре, повесть об измене, роман о счастливом замужестве и т.д.) Но предпочтительнее развёрнутое обозначение тематического содержания произведения, по типу: «История о том, как произошло кораблекрушение». «Повесть про то, как влюблённые были разлучены, но встретились вновь».

Многие произведения имеют односложные тематические названия, указывающие на главные события сюжета (или главного персонажа). Пушкинские повести «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка», чеховские «Крыжовник», «О любви», «Толстый и тонкий» названы отчасти тематически, хотя тема каждой из них может быть сформулирована более конкретно или развёрнуто. Так тема «Метели» - это «история одного венчания», «Толстого и тонкого» - встреча бывших приятелей на вокзале, «Крыжовника» - покупка имения как обретения смысла существования.

Проблематикукниги отражает её художественный замысел. И наоборот. Замысел находит своё воплощение в поднятых, осмысленных и реализованных в сюжете проблемах. Проблема – это всегда своего рода препятствие, которые необходимо преодолеть, чтобы обрести ясное представление о действительности, сущности процессов и явлений.

Проблема заключает в себе по меньшей мере не одну, а две стороны. Они, будучи диалектически связанными, и вступают в противоречие, (а то и конфликт), становящийся основой сюжета произведения.

Название текста нередко называет проблему. Вспомним «Отцы и лети» Тургенева, «Войну и мир» Толстого, «Таланты и поклонники» Островского. Проблемными являются и заглавия, заключающие в себе вопрос: «Что делать?», «Кто виноват?».

Идея,по сути, не что иное, как решение проблемы. Каждый писатель создаёт свою модель мира (бытия). Вот её-то и важно расшифровать и осмыслить. Известно, что идея – это понятие или представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения. Применительно к художественному произведению можно сказать, что идея – основная, главная мысль, определяющая авторский замысел и его воплощение в сюжете. Каждый писатель создаёт свою модель мира, бытия. При этом он прибегает к соответствующим его художественному видению средствам и способам реализации своих идей. Авторская мысль находит выражение в сюжете, системе художественных образов, композиции, поэтике (языке). Исследовав всю структуру произведения, рассмотрев его в единстве формы и содержания, уяснив характер взаимодействия компонентов, можно более или менее чётко сформулировать идею прочитанного, его смысл.

При внимательном (скорее всего, вторичном) чтении текста позволительно выдвинуть гипотезу идейного содержания (что говорит нам автор?), которая должна подтвердиться или опровергнуться дальнейшим анализом.

Чем талантливее писатель, тем, на первый взгляд, проще, а на самом деле сложнее формулируются «главные мысли» его произведений.

И Толстой, и Достоевский, и Чехов ясны по своим взглядам, их нравственные и эстетические принципы внятны, хорошо известны. Но при этом произведения этих писателей сложны, мысли, высказанные в них, часто не укладываются в простые формулы, лозунги, правила хорошего тона. Читателю необходимо научиться со-творчеству с писателем, стремиться как можно полнее вникнуть в замысел и оценить многогранность и уникальность его воплощения.

загрузка...

Однако нельзя забывать, что в школе, в силу возрастных особенностей учеников, по-настоящему серьёзный и полноценный разговор о классике невозможен или неуместен. На уроке важно понять только самое основное, часто лежащее на поверхности. В качестве учебного задания можно предложить школьникам сформулировать идею произведения в виде нравственного требования («Не лгите!», «Помогайте ближним!» «Сочувствуйте чужому горю!»), совета, лучше всего – пословицы и поговорки. Это тренирует ум, способствует заинтересованности прочитанным.

Итак, вдумчивое чтение произведения позволяет проанализировать его на идейно-тематическом уровне. На этом этапе важно соразмерить свои ожидания и даже впечатления от книги с тем, что писатель стремился сообщить, что вкладывал в свой художественный замысел. Конечно, писатель часто воспринимает прочитанное субъективно, видит в тексте то, чего в нём, быть может, и нет, то есть выдаёт желаемое за действительное. Профессиональный филолог чаще всего не идёт на поводу своих личных впечатлений, не испытывает от сюжета ни разочарований, ни восторга. Он исследователь, дорожащий объективностью оценки. Аналитику важно увидеть не свою, а чужую – авторскую! - модель мира. Нельзя забывать, что писатель обладает иными, по сравнению с нашими, взглядами, чувствами. Неизбежны расхождения в историческом, религиозном, житейском опыте. Конечно, возможно и созвучие, резонанс идей и переживаний, но в целом, книга – материализованный в словесных образах и сюжете целый мир. Он может быть подробно исследован, разложен анатомически «по косточкам». Это смущает некоторых студентов-филологов, тех, кто считает художественную реальность таинственной и непостигаемой. Поверьте, при бережном и профессиональном анализе художественное произведение не только не теряет – выигрывает!

Современное литературоведение не настаивает на чётких, идеологически выдержанных формулировках идейного содержания произведения. Речь, скорее, идёт об интерпретациихудожественного текста.

Интерпретация (толкование)- термин герменевтики. Интерпретация – способ реализации понимания. (…) Конечная цель истолкования – «представить целое событие в его частях и вновь в каждой части представить себе единый материал, как движущийся, и форму как сущность, движимую этим материалом. Конечная цель должна быть обозначена как полное понимание стиля».(Совр. зарубежное литературоведение», Интрада, М., 1996, стр. 213).

Для того, чтобы понять (истолковать) сюжет, необходимо быть внимательным ко всем его деталям, нюансам смысла, поэтическим оттенкам и т.д. Вот почему второе чтение текста учителя часто советуют называть «чтением с карандашом в руке». По ходу чтения необходимо отмечать всё, что обращает на себя внимание: пейзажные и портретные зарисовки, удачные метафоры и сравнения, авторскую иронию и многое другое.

Последнее – третье! – прочтение текста направлено на то, чтобы определить главную идею исследования, понять, что и почему интереснее всего было бы проанализировать именно вам: конфликт, систему художественных образов, поэтику, характер сравнений и метафор. На этом этапе анализируемое произведение желательно вписать в контекст отечественной (или даже мировой) литературы, понять его новаторский или консервативно-традиционный характер.

Подводя итоги сказанному, напомним, что анализ художественного текста ведётся, как правило (особенно в практике школьного обучения), на трёх уровнях:

1) идейно-тематическом, проблемном;

2) сюжетообразующем;

3) поэтическом.




Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



22 + = 32