Концепция демографических циклов.

Речь пойдет о циклических колебаниях численности населе­ния, о циклах, которые Фернан Бродель называет «вековой тенден­цией», Раймонд Пирл называл «демографическими», а Рондо Каме­рон — «логистическими циклами». Российский историк С.А. Нефедов в своих исследованиях построил математическую модель и показал, что повышение демографического давления в конце цикла приво­дит к голоду, восстаниям и социальным революциям.

«Демографические приливы и отливы есть символ жизни минувших времен,— писал Фернан Бродель,— это следующие друг за другом спады и подъемы, причем первые сводят почти на нет - но не до конца! — вторые. В сравнении с этими фундаментальными реальностями все (или почти все) может показаться второстепен­ным... Демографические подъемы влекут за собой снижение уровня жизни, они увеличивают... число недоедающих нищих и бродяг. Эпидемии и голод — последний предшествует первым и сопутствует им — восстанавливают равновесие между количеством ртов и недо­стающим питанием...» Он неоднократно подчеркивал, что демографи­ческие циклы являются фундаментальными реальностями, глобаль­ными закономерностями истории, исходя из которых можно объяснить многие события политической и экономической жизни. Теоретическое описание процесса роста населения было впер­вые сделано американским демографом Р. Пирлом, показавшим, что рост населения (в первом приближении) описывается логистическим уравнением; решение этого уравнения называется логистической кривой. Логистическая кривая сначала возрастает довольно медленно, потом рост ускоряется, но через некоторое время она приближается к асимптоте, поворачивает и далее движется вдоль асимптоты. Это означает, что популяция приблизилась к границам экологической ниши и голодная смертность скомпенсировала естественную рождае­мость. Отношение текущей численности населения к максимально возможной называется демографическим давлением. Другими слова­ми, демографическое давление — это степень заполнения экологиче­ской ниши. Поскольку продовольственные ресурсы остаются ограни­ченными, то по мере роста населения соответственно убывает душевое потребление. Движение населения по логистической кривой называ­ется демографическим циклом. Конечная стадия демографического цикла отличается неустойчивостью, случайные колебания внешних факторов (например, войны или повторяющиеся неурожаи) могут привести к демографической катастрофе — гибели значительной части населения, после чего демографическое давление падает и начинается новый демографический цикл.

Концепция демографических циклов достаточно подробно разработана для истории Европы. В 1974 г. французский демограф Альфред Сови сформулировал гипотезу о том, что рост демографи­ческого давления и перенаселение приводят к социальным конфлик­там и установлению авторитарных режимов. Признавая определяю­щее влияние демографических и экологических факторов на многие стороны общественной жизни, прежде всего на экономику, специали­сты, тем не менее, достаточно осторожно подходят к проблеме влия­ния демографического давления на социальный строй.

Демографическая политика— это система мер, предпринимае­мых государством для воздействия на естественное движение населе­ния и достижения определенных демографических результатов. Демографическая политика является частью политики народонаселе­ния, но заключается в воздействии как на количественное, так и каче­ственное воспроизводство населения.

Если характеризовать демографическую политику с философско-политологической точки зрения, то она представляет собой слож­ное системно-структурное образование.

Два основных компонента демографической политики:

1) опре­деление и изложение системы целей демографической политики;

2) разработка и реализация средств для их достижения.

В структуру демографической политики входят:

политико-демографические отношения — форма проявления демографических интересов различных демографических групп;

политико-демографическое сознание — отражение в обще­ственном сознании (в виде психологии и идеологии) политико-демо­графических отношений;

политико-демографическая деятельность — способ существо­вания и развития демографической политики государства, реализа­ция ее целей;

политико-демографические институты — часть политиче­ской системы общества, одновременно инструменты политико-демо­графической деятельности и субъекты демографической политики государства;

политико-демографические интересы — внутренний, осознан­ный источник политико-демографического поведения народона­селения;

политико-демографические и правовые нормы — регуляторы политико-демографических отношений.

Содержание демографической политики слагается из трех основ­ных направлений:

1) воздействие на социальную мобильность для достижения наиболее желательной структуры общества путем поощрения пере­хода населения из одной социальной группы в другую;

загрузка...

2) воздействие на процессы, определяющие характер естествен­ного возобновления поколений,— рождаемость и смертность. Именно интенсивность рождаемости и смертности определяет изменение численности и возрастно-полового состава населения;

3) влияние на перемещение людей из одних мест в другие, или миграцию населения; проводимая государством миграционная поли­тика органически связана с политикой в области расселения населе­ния по территории страны (миграция, иммиграция, эмиграция, гео­графическое распределение, плотность населения и т.п.).

Методы демографической политики можно условно разбить на три группы:

1. Экономические меры (пособия по многодетности, дифферен­циация налогов в зависимости от размеров семьи, льготы при пре­доставлении жилой площади семьям с большим числом детей, развитие сети детских учреждений и бытового обслуживания и др.). Сюда же входят выплаты разного рода поощрительных вознагражде­ний при переезде в нужном для общества направлении, установле­ние в районах «входа» мигрантов повышенных ставок заработной платы, ускоренное развитие в этих местах жилищного и культурно-бытового строительства, создание рабочих мест для других взрослых членов семьи, главным образом женщин, создание в них более высоко­го уровня жизни, чем в районах «выхода» населения.

2. Административно-юридические (законодательные акты, разрешающие или запрещающие производство и использование контра­цептивов, определяющие минимальный возраст вступления в брак, устанавливающие разного рода льготы для отцов семей при призыве в армию). Административно-юридические меры могут предусматри­вать разного рода льготы для определенных социальных групп при приеме на учебу, при распределении общественных фондов и некото­рые другие аналогичные акции.

3. Меры идеологического воздействия предполагают использо­вание СМИ — печати, радио, телевидения, а также всех видов искусства в целях регулирования демографических процессов в том направле­нии, которое ставит перед собой общество и которое обусловливается политическими, правовыми, философскими взглядами, господству­ющими в обществе.

Последние две группы мер, как правило, не приносят должного эффекта, будучи оторванными от мер экономических.

По своим аспектам демографическая политика во многом аналогична другим политикам, но со своей спецификой:

экономический аспект характеризует взаимосвязь экономи­ческого развития и воспроизводства населения, их взаимовлияние и взаимные последствия (например, интенсивность рождаемости в семьях и изменения уровня жизни);

политический аспект проявляется в социально-политических последствиях демографических процессов в стране (и мире в целом), а также составе электората;

национальный (этнический) аспект занимается изучением и разрешением проблем народов и этносов, особенностей их культуры, быта, происхождения, изменения во времени, взаимодействия с дру­гими этносами (в частности, рождаемость во многом определяется воздействием этнокультурных (и религиозных) факторов);

моральный аспект образует надстройку в структуре демо­графической политики, мораль оказывает корректирующее влияние на поведение личности и коллектива;

исторический аспект выражает: растущее стремление найти в истории объяснение современным демографическим процессам; интерес к экономическим, социальным, военным аспектам демо­графических изменений; необходимость изучения и развития мето­дов демографических исследований, моделирования демографиче­ских процессов для применения в демографической политике госу­дарства;

медицинский аспект анализирует факторы, оказывающие прямое влияние на формирование и воспроизводство здоровья населе­ния, во взаимосвязи с демографическими факторами;

военный аспект рассматривает зависимость военных отноше­ний от динамики общего количества людских ресурсов, характер и влияние демографической политики на военный потенциал страны;

конфессиональный (религиозный) аспект обусловлен сущест­венным влиянием, которое религия оказывает на демографические процессы.

Также в демографической политике выделяют межгосударст­венный и государственный (стратегический), региональный (опера­тивный) и семейный (тактический) уровни.

Межгосударственный уровень демографической политики заключается в обеспечении международной миграции населения, обмене информацией по вопросам ее проведения, работе между­народных организаций, проведении программных мероприятий (под эгидой ООН). На этом уровне для России наиболее важным моментом является международная миграция. Самый многочисленный в Европе русский народ оказался разделен границами и законами новых госу­дарств—правопреемников СССР. За пределами исторической роди­ны остались 25 млн россиян и миллионы идентифицирующих себя с русским языком и культурой. Наличие дискомфортных условий жизни этих людей в странах проживания привело к миграционному потоку в Россию из стран ближнего зарубежья.

Сущность и характер другого стратегического уровня — государ­ственного — определяются политическими и производственными отношениями, доминирующими в государстве. Он включает эконо­мические, собственно политические, духовные, социальные отноше­ния общества, наиболее значимо влияет на военную сферу жизни общества. На этом уровне проводится демографическое прогнозиро­вание для оценки будущей численности и возрастно-полового состава населения страны, его регионов, направления миграции, распреде­ления трудовых ресурсов. Само проведение демографической поли- тики, ее влияние и воздействие на другие виды политики определя­ются на государственном уровне.

Региональный уровень демографической политики тесно связан с ее территориальным аспектом, дополняет и управляет последним.

Мероприятия, направленные на создание, сохранение и укреп­ление семьи, проводятся на семейном уровне демографической поли­тики. Семья — это основная форма институтов воспроизводства населения.

В большинстве развивающихся стран проводится активная демографическая политика. Но невежество значительной части населения и сильное влияние религии ослабляют эффективность проводимой пропаганды, направленной на сокращение рождаемости. А отсутствие перспектив улучшения экономического и социального положения приводят к тому, что население этих стран не имеет стимулов к изменению традиционного уклада жизни и, следовательно, к отказу от привычного прокреационного поведения; они не видят смысла в ограничении числа детей. Надо отметить, что Декларация ООН по правам человека (ст. 16) не предусматривает необходи­мость контроля над численностью народонаселения путем ограни­чения прав человека при создании и планировании численности семьи. Руководство некоторых развивающихся стран, например Эфиопии, поощряет и без того быстрый прирост численности населе­ния. Исходным положением такой демографической политики слу­жит то, что более населенная страна дольше остается многочислен­ной, а следовательно, сильнее. Такое государство может активней реализовывать свои внешнеполитические интересы. Когда же речь идет о прекращении демографического взрыва, демографическая политика должна быть направлена, естественно, на снижение рож­даемости. Снижение рождаемости в первую очередь зависит от про­креационного поведения людей и достигает наилучших результатов регулирования при осознанном внутрисемейном регулировании де­торождения. Известно высказывание бывшего президента США Л. Джонсона о том, что 5 долларов, вложенные в программу «Плани­рование семьи», дадут больший эффект, чем 100, вложенные в раз­витие экономики стран третьего мира.

Демографические исследования последних лет говорят о том, что нашей планете не грозит перенаселение. Общий мировой уровень рождаемости (ОУР), т.е. число детей, рождаемых в среднем жен­щиной в течение ее репродуктивного возраста, снизился к нача­лу XXI в. до 2,9 — это самый низкий уровень за всю историю. Еще в 1985 г. он был равен 4,2. Во многих странах пары ограничиваются одним-двумя детьми. На сегодняшний день в 61 государстве, где проживает 44% мирового населения, уровень рождаемости ниже 2,2 - необходимого для поддержания нынешней численности населения. Более чем в 30 странах численность населения стабилизировалась и не меняется в течение многих лет. Однако в ряде стран Африки и Азии прогнозируется дальнейший рост численности населения.

По прогнозам ООН, несмотря на сокращение численности населения ряда европейских стран, в том числе и России, и обозна­чившуюся в мире тенденцию к сокращению рождаемости, общая численность населения будет расти и к 2025 г. перейдет отметку 8 млрд человек. Очевидно, что универсального решения для стран, борющихся с неконтролируемым ростом населения, не существует, однако опыт ряда регионов свидетельствует, что проблема вполне разрешима. Необходима реализация долговременных, комплексных программ действий правительственных, международных и частных организаций, учитывающих специфические особенности каждой страны. Следует помнить, что демографические проблемы тесно увязаны с экономическими, политическими, социальными, экологиче­скими и другими проблемами.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 69 = 76