Мониторинг окружающей среды



Классификацию видов экологического контроля можно производить по нескольким критериям.

Понятие, виды и задачи экологического контроля

Тема №7. Правовые основы экологического контроля и экологической экспертизы

1. Понятие, виды и задачи экологического контроля

2. Мониторинг окружающей среды

3. Понятие, виды и принципы экологической экспертизы

4. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Экологический контроль – система мер, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований охраны окружающей среды.

Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

I. По критерию объекта экологического контроля выделяют:

1) контроль состояния природных объектов (вод, лесов и др.);

2) контроль состояния отдельных природных комплексов и территорий;

3) контроль соблюдения экологических нормативов, правил и стандартов природопользователями в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности.

II. По направленности контроля следует различать внешний (надведомственный) и внутренний (внутриведомственный) экологический контроль. Внутренний экологический контроль осуществляется самим хозяйствующий субъектом для самоконтроля и носит название производственного.

III. По времени проведения экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего.

1)Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию.

2)Текущий экологический контроль осуществляется на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

IV. По субъектам, осуществляющим экологический контроль, различают государственный надзор, производственный и общественный экологический контроль.

Раньше существовал и государственный контроль субъектов РФ, однако характер взаимоотношений между контрольными структурами не способствовал эффективности экологического контроля, что при отсутствии четкого разграничения полномочий указанных органов нередко приводило к открытому конфликту. В августе 2004 г. были внесены изменения в Закон об охране окружающей среды, исключившие субъект РФ из системы государственного экологического контроля.

Затем в 2005 году муниципальный экологический контроль был исключен из системы экологического контроля. В середине 2008 года статья 64 Закона об охране окружающей среды, наряду с государственным, общественным и производственным, упоминавшая и муниципальный экологический контроль, лишилась этой нормы. Ст. 68.1 Закона, предусматривавшая права, обязанности и ответственность муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды, утратила силу. Закон о местном самоуправлении, определяющий полномочия различных видов муниципальных образований, функцию муниципального экологического контроля не предусматривает.

Таким образом, Закон охране окружающей среды упоминает лишь три вида экологического контроля: государственный надзор, производственный, общественный.

В чем отличие контроля от надзора? Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций - предупредительную, информационную и карательную.

Задачей государственного экологического надзора является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный надзор носит, таким образом, надведомственный характер.

загрузка...

Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений.

Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля, представленные в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) – комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее именуется - экологический мониторинг).

Государственный экологический мониторинг осуществляется органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках единой системы государственного экологического мониторинга, а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,

Федеральная служба земельного кадастра России,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и другие органы исполнительной власти.

В ноябре 2011 г. была создана единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в целях обеспечения охраны окружающей среды.

Она включает в себя подсистемы:

  • государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
  • государственного мониторинга атмосферного воздуха;
  • государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • государственного мониторинга земель;
  • государственного мониторинга объектов животного мира;
  • государственного лесопатологического мониторинга;
  • государственного мониторинга состояния недр;
  • государственного мониторинга водных объектов;
  • государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
  • государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
  • государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
  • государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
  • государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
  • государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Задачами единой системы государственного экологического мониторинга являются:

1) регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими процессами и явлениями;

2) хранение, обработка информации о состоянии окружающей среды;

3) анализ полученной информации, оценка и прогноз этих изменений;

4) обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Также вводится государственный фонд данных, который является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включает в себя:

  • информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга;
  • результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;
  • данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Обмен информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга, а также между этой системой, единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставление такой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.

На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти будет подготавливать ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды.

Законодательством предусматривается проведение государственного и негосударственного мониторинга окружающей среды. Так, Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372) обязывает юридических лиц и граждан-предпринимателей разрабатывать предложения по программе экологического мониторинга на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности

Данные мониторинга природной среды служат основой для ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.




Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



− 1 = 6