Омофоны



Тест 3 по теме "Фонетика" (+Обучающий тест "Классификация звуков речи - теория", Обучающий тест "Фонетические процессы - комбинаторные и позиционные изменения звуков - теория", Обучающий тест "Супрасегментный уровень языка - теория")

Выберите типы переднеязычных согласных по положению кончика языка:

-какуминальные

- дорсальные

- апикальные

- ретрофлексные

Какие аспекты звуков речи изучает каждый из указанных разделов фонетики:

-акустическая фонетика – изучает физические характеристики звуков речи

-перцептивная фонетика – изучает восприятие звуков речи, их обработку и оценку.

-артикуляторная фонетика – изучает строение и работу органов речи

Выберите термины, обозначающие типы переднеязычных согласных:

- кончик языка опущен вниз, передняя часть спинки языка сближается с зубами – дорсальные

- кончик языка загибается вверх и назад, смыкаясь с передней частью твердого неба – ретрофлексные

- весь край передней части спинки языка поднят к переднему небу, а спинка слегка прогнута – какуминальные

- кончик языка устремлен вперед – апикальные

Выберите термины, обозначающие типы согласных по соотношению шума и тона:

звуки образуются при помощи голоса и незначительного шума; тон преобладает над шумом - сонорные

звуки состоят из одного шума; голосовые связки в артикуляции не участвуют – глухие

звуки состоят из шума и тона, но шум преобладает - звонкие

Выберите признаки классификации гласных звуков:

- назализация

- ряд

- подъем

- длительность

- лабиализация

Выберите типы согласных по способу образования преграды:

- фрикативные

-смычные

-дрожащие

Выберите типы согласных по месту образования преграды:

-губные

-язычные

-фарингальные

-увулярные

-гортанные

По способу преодоления преграды смычные подразделяются на:

-взрывные

-аффрикаты

-проходные

Выберите термины, обозначающие этапы произнесения звука:

- подготовка органов речи к произнесению звука – экскурсия

- возвращение органов речи в нейтральное положение – рекурсия

- непосредственное произнесение звука – выдержка

Какие из перечисленных органов произношения являются активными?

-язык

-небная занавеска

-губы

-голосовые связки

Выберите термины, обозначающие типы гласных звуков по сложности артикуляции:

- качественно неоднородный гласный, имеющий в своем составе призвук другого гласного, близкого ему по артикуляции – дифтонгоид

- сложный гласный, возникший в результате слияния двух гласных в одном слоге, произносимый единым артикуляторным движением – дифтонг

- гласный, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью – монофтонг

Работа органов речи, направленная на производство звуков – артикуляция

Выберите синонимы термину «щелевые»:

-спиранты

- фрикативные

Назовите синоним термину «носовые»: назальные

Назовите синоним термину «боковые»: латеральные

Назовите синоним термину «смычно-щелевые»: аффрикаты

Назовите синоним термину «гортанные»– ларингальные

Назовите синоним термину «губно-губные»: билабиальные

Назовите синоним термину «язычковые»: увулярные

Назовите синоним термину «губно-зубные»: лабиодентальные

Назовите синоним термину «зубные»: дентальные

Назовите синоним термину «межзубные»: интердентальные

Выберите термины, обозначающие дополнительные артикуляторные признаки согласных звуков:

- дополнительный к основной артикуляции звука подъем задней части языка к мягкому небу – веляризация

- сопровождение взрыва (при произнесении смычных) трением (фрикацией) воздуха о связки – придыхание

- наличие гортанного взрыва при произнесении звуков – абруптивность

- наложение дополнительной (йотовой) артикуляции на основную, при которой средне-передняя часть языка поднимается к твердому небу – палатализация.

Выберите типы переднеязычных согласных по взаимодействию с пассивными органами:

- интердентальные

- передненебные

- дентальные

- альвеолярные

Округление губ при произнесении звука – лабиализация

Прохождение струи воздуха через носовую полость при произнесении звука – назализация

Какие из перечисленных органов произношения являются пассивными?

-зубы

- альвеолы

-десны

-твердое небо

Выберите признаки классификации согласных звуков:

- соотношение шума и тона

-палатализация

-место преграды

- способ преграды

-лабиализация

Выберите термины, обозначающие типы дифтонгов:

- оба составных элемента являются равноправными – равновесные

- слогообразующим является первый элемент дифтонга – нисходящий

загрузка...

- слогообразующим является второй элемент дифтонга – восходящий

Движение языка по горизонтали, степень продвинутости вперед или отодвинутости назад – ряд

Движение языка по вертикали – подъем

Выберите термины, обозначающие типы согласных по способу образования преграды

- органы речи, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха создает шум – фрикативные

- смычка, образованная органами речи, периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается- вибранты

- на пути струи воздуха органы речи воздвигают полную преграду – смычные

Качественно неоднородный гласный, имеющий в своем составе призвук другого гласного, близкого ему по артикуляции - дифтонгоид

Выберите синонимы термину «долготное ударение»:

-количественное

- квантитативное

Выделение слога из цепи слогов – ударение

Какие звуки являются наименее звучными (по шкале сонорности)? глухие смычные

Какие звуки являются самыми звучными (по шкале сонорности)? – гласные

Выберите акустические теории слога:

- слог – отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук с наибольшей звучностью

- слог – волна сонорности, вершину которой образует звук большей степени звучности, а склоны – меньшей

Выберите артикуляционные теории слога:

слог – минимальная артикуляционная единица речи

слог – минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения

слог – мельчайшая звуковая единица, которую можно произнести изолированно

слог – минимальная единица речевого потока

Выберите термины, обозначающие типы слогов (по звуковому строению):

заканчивается неслогообразующим звуком – закрытый

начинается с неслогообразующего звука – прикрытый

заканчивается сонорным согласным – полуоткрытый

заканчивается слогообразующим звуком – открытый

начинается со слогообразующего звука – неприкрытый

Слова, неспособные иметь собственное ударение, и поэтому примыкающие в потоке речи к другим словам – клитики

Если в языке ударение может падать на любой слог слова, то такое ударение называется – свободное

Каждому определению выберите соответствующий термин, обозначающий функцию интонации:

- формирование и выражение синтаксических типов предложения – синтаксическая

- передача какого-либо содержания, выделение наиболее важного компонента – смыслоразличительная

- внешнее оформление коммуникативных единиц языка – организующая

Для каждой функции ударения выберите верное определение:

- словоформирующая – ударение обеспечивает цельность и отдельность слова путем выделения его интонационного центра

- словоразграничивающая – ударение служит показателем границы слова

- дистинктивная – ударение различает звуковые оболочки слов или словоформ

Согласно теории сонорности ядром слога является – звук большей сонорности

Выберите термины, обозначающие типы ударения по месту в слове

-фиксированное

-свободное

Каждому определению выберите соответствующий термин, обозначающий компонент интонации:

- изменение высоты основного тона - мелодика

- сила произнесения, степень напряженности речевых органов – интенсивность

- выделение наиболее существенного слова – логическое ударение

- скорость произнесения - темп

- перерыв звучания, смена интонационных конструкций –пауза

- повторяемость чередующихся фонетических явлений – ритм

- специфическая окраска речи – тембр

выберите термины, обозначающие типы ударения по характеру выделения слога:

-долготное

-силовое

-музыкальное

Выберите синонимы термину «силовое ударение»:

-динамическое

- экспираторное

Выберите синонимы термину «музыкальное ударение»

-тоническое

-мелодическое

Выберите синонимы термину «долготное ударение»:

-Количественное

-Квантитативное

Если в языке ударение не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова, то такое ударение называется – фиксированное

Отпадение конечного безударного гласного или безударного слога – апокопа

Выпадение безударного гласного или безударного слога в середине слова - Синкопа

Добавление звука в абсолютном начале слова – протеза

Расподобление звуков, в результате чего наблюдается утрата их общих (схожих) признаков – диссимиляция

Выпадение звуков в сложном сочетании звуков – диереза

Приспособление произнесения соседних гласного и согласного звуков – аккомодация

Утрата одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов в сложных словах – гаплология

Изменение артикуляционных и акустических характеристик гласного звука, вызванное слабой фонетической позицией в слове – редукция

Добавление звука в середине слова – эпентеза

Артикуляционное уподобление гласного звука гласному, или согласного звука – согласному – ассимиляция

Перестановка в слове звуков или слогов – метатеза

Гармония гласных; уподобление гласных суффиксов гласным корня – сингармонизм

Интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие –синтагма

Выберите термины, обозначающие разновидности редукции:

- полное исчезновение гласного в безударном слоге - полная

- изменение характера артикуляции звука - качественная

- сокращение времени артикуляции звука – количественная

Выберите термины, обозначающие типы ассимиляции:

- взаимодействуют рядом стоящие (соседние) звуки – контактная

- второй (последующий) звук влияет на предыдущий - регрессивная

- оба взаимодействующих звука становятся совершенно одинаковыми – полная

- после ассимиляции звуки сохраняют различие - частичная

- первый (предшествующий) звук влияет на последующий - прогрессивная

- взаимодействуют звуки, находящиеся на определенном расстоянии (между ними стоят другие звуки) – дистактная

Выберите термины, обозначающие разновидности полной редукции:

-синкопа

-апокопа

Выберите термины, обозначающие позиционные изменения звуков в потоке речи:

-редукция

-оглушение звонкого согласного в конечной позиции

Обучающий тест "Классификация звуков речи - практические задания"

1.Составьте «звуковые пропорции» (напишите, какого слова не хватает): пир : мир = тёс : ?. – нёс

2.Укажите звук русского языка, зная его свойства – среднеязычный, фрикативный, сонорный –й

3.Если, стремясь произнести [б], ошибочно заменить смычную артикуляцию на щелевую, какой получится согласный? в

4.Какое слово получится, если произнести звуки слова "ель" последовательно в обратном порядке? – лей

5.Если к правильной артикуляции [ш] добавить колебания голосовых связок, какой получится согласный? – ж

6.Укажите звук русского языка, зная его свойства – средний ряд, нижний подъем, нелабиализованный - а

7.Составьте «звуковые пропорции» (напишите, какого слова не хватает): соты : соды = крушить : ?. – кружить

8.Какое слово получится, если произнести звуки слова "мог" последовательно в обратном порядке? – ком

9.Если, стремясь произнести [к], ошибочно заменить смычную артикуляцию на щелевую, какой получится согласный? х

10.Укажите звук русского языка, зная его свойства – переднеязычный, сонорный, носовой – н

11.Составьте «звуковые пропорции» (напишите, какого слова не хватает): бок : док = пакт : ?. – такт

12.Укажите звук русского языка, зная его свойства – задний ряд, средний подъем, лабиализованный – о

13.Определите русское слово, в состав которого последовательно входят звуки со следующими признаками: 1) согласный, переднеязычный, щелевой, шумный, глухой, твердый – 2) согласный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой, твердый – 3) гласный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный – 4) согласный, переднеязычный, взрывной, шумный, звонкий, мягкий – 5) гласный, среднего подъема, переднего ряда, нелабиализованный – 6) согласный, сонорный, переднеязычный, носовой, звонкий, твердый – 7) согласный, шумный, переднеязычный, взрывной, глухой, твердый. – студент

14.Какое слово получится, если произнести звуки слова "лён" последовательно в обратном порядке? – ноль

15.Составьте «звуковые пропорции» (напишите, какого слова не хватает): ликом : лыком = Нил : ?. – ныл

16.Укажите звук русского языка, зная его свойства – средний ряд, верхний подъем, нелабиализованный – ы

17.Какое слово получится, если произнести звуки слова "ешь" последовательно в обратном порядке? – шей

18.Укажите звук русского языка, зная его свойства – шумный, переднеязычный, аффриката, глухой, твердый – ц

19.Укажите звук русского языка, зная его свойства – передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный – и

20.Если, стремясь произнести [п], ошибочно заменить губную смычку на переднеязычную, какой получится согласный? - т

21.Если к правильной артикуляции [с] добавить колебания голосовых связок, какой получится согласный? - з

22.Если, стремясь произнести [к], ошибочно заменить заднеязычную смычку на переднеязычную, какой получится согласный? - ?

23.Какой согласный получится вместо [в], если к его артикуляции добавить подъем средней части спинки языка?-в’

24.Если, стремясь произнести [д], ошибочно опустить небную занавеску, какой получится согласный? –н

Обучающий тест "Фонология - теория"

1.Если два акустически (или артикуляторно) сходных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, то это (назовите термин Н.С. Трубецкого) комбинаторные варианты одной фонемы

2.Если два звука встречаются в одной и то же позиции и могут замещать друг друга, меняя при этом значение слова или искажая его до неузнаваемости, то это … (назовите термин Н.С. Трубецкого) реализации двух разных фонем

3.Если два звука встречаются в одной и то же позиции и могут замещать друг друга, не меняя при этом значения слова, то это … (назовите термин Н.С. Трубецкого) факультативные варианты одной фонемы

4.Для каждого термина Н.С. Трубецкого выберите соответствующий термин, принадлежащий представителям Американского структурализма:

факультативные варианты одной – свободное варьирование

реализации двух разных фонем – контрастная дистрибуция

комбинаторные варианты одной фонемы – дополнительная дистрибуция

5.Для каждого определения фонемы выберите соответствующего лингвиста:

кратчайший элемент общих акустических представлений данного языка, способный ассоциироваться в этом языке со смысловыми представлениями – Щерба Л.В.

фонетическое представление, возникшее в душе путем психического слияния впечатлений, полученных от произнесения одного и того же звука – Бодуэн де Куртенэ И.А

кратчайшая часть фонологической оппозиции – Трубецкой Н.С.

6.Для данных определений выберите соответствующие термины (правила выделения фонем по Н.С. Трубецкому):

два акустически (или артикуляторно) сходных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции – комбинаторные варианты одной фонемы

два звука встречаются в одной и то же позиции и могут замещать друг друга, не меняя при этом значения слова – факультативные варианты одной фонемы

два звука встречаются в одной и то же позиции и могут замещать друг друга, меняя при этом значение слова или искажая его до неузнаваемости – реализации двух разных фонем

7.Как называется оппозиция, в которой один член характеризуется наличием, а второй отсутствием признака?




Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



+ 54 = 57