Причины отмены крепостного права в России. Подготовка крестьянской реформы: этапы, проекты, активные деятели реформы (Н.А. Милютин, Я. Ростовцев).

Феодализм сменяется капитализмом.

1861 – отмена крепостного права.

Причины. В царствование Н1 было принято более 100 реформ, регулировавших отношения между крестьянами и помещиками. Н1 продолжал крестьянскую политику до Крымской войны. Затем она перешла к А2.

Н1: «Крепостное право – это зло, но отмена его будет злом еще большим».

Отечественная историография.

- либеральная. Причины – личная воля А2. 1911 – 50-летие реформы, 10 томов – символ гусиного пера, т.е. реформа была принята росчерком пера А2, субъективный фактор.

- марксисты. Причины – разработаны в трудах Ленина, революции 1905 года предшествовала революционная ситуация. 3 признака ее: кризис власти, обострение нужды масс большем, чем обычно, повышение революционной активности масс. Формула: верхи не могут править по-новому, низы не могут жить по-старому. Такая же ситуация сложилась накануне отмены крепостного права. П. А. Зайончковский «Отмена крепостного права в России» + Дружинин, в их трудах доказывалось, что накануне отмены крепостного права в России сложилась революционная ситуация. «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, пока его отменят снизу».

Эта концепция долго господствовала в советской и даже постсоветской историографии.

Постсоветская историография. Революционная ситуация была преувеличена. 1859 – всего 90-100 крестьянских выступлений по данным III отделения. Это 40 тыс. чел безоружных крестьян, они были локализованы, в то время, как в 18 веке крестьянские войны носили общероссийский характер. Выступившие связывали надежды с царем => это не было программой революционных изменений существующего строя. Это изменения в рамках существующего строя => не было революционной ситуации. Н. Г. Чернышевский: что заставило правительство взяться за реформы? Крестьянство находилось в летаргическом сне накануне реформ, общество молчало («революционная ситуация») и только правительство взялось за подготовку реформы (т.е. имели верхушечный характер, а не снизу). Заставила правительство взяться за реформы «небольшая передряга Крымской войны».

Если до КВ развитие промышленности и производства шло в поступательном движении. За время Н1 увеличился в 6 раз экспорт зерна, в 2 раза рост ВВП, проводится денежная реформа => укрепление финансовой системы, строительство ж/д, начало технической модернизации промышленности, перевооружение армии, модернизация фортификации, перевооружение флота (вводятся пароходы), производство новейшего оружия. Только этот процесс не был завершен. КВ началась раньше. В промышленном отношении Россия отставала. На 30% не дотягивали от Европы по уровню производства промышленной продукции на душу населения. Т.о., преждевременно говорить о кризисе крепостной системы. Она себя еще не исчерпала. Всю вину за поражение в КВ свалили на Н1. При том Н1 не подписывал Парижского мира, он был за продолжение КВ. мир заключили Англия, Австро-Венгрия и Франция. Их планы: разделить Россию. Подписал мир А2 =>

1) мир являлся угрозой самодержавия (это причина либеральный реформ; они сигнал для Европы, что Россия уже не империя зла. В Европе – гражданские права и свободы, в России – рабство, абсолютная монархия, ее борьба с революциями).

2) изменить общественное мнение в пользу России

3) выйти из условий Парижского мира – элемент внешней политики, фактор внешнего давления.

Обычно причины поражения в КВ связываются с наличием в России крепостного права => отставания России от других стран нет, такое же отставание у России было в 1812.

На условия мира А2 толкнуло ближайшее окружение: министр иностранных дел Нессельроде (австрийский министр русских иностранных дел – агент Австро-Венгрии, даже не имел российского гражданства, мир выгоден для союзников). А2 был человеком манипулируемым.

Последствия КВ для экономики России: экспорт хлеба упал в 13 раз, ввоз техник упал в 10,5 раз, ввоз хлопка, на которой работала вся текстильная промышленность, упал в 2,5 раза.

=>>>> замедляется промышленность, торговля, снижаются доходы в казну, дефицит бюджета растет с 9 млн до 69 млн - но это не результат крепостной системы, а результат КВ.

Начальная подготовка к реформам. Правительство боится объявлять о грядущих реформах (коронационная речь А2: «никаких реформ не будет»). Это могло привести к внутренней дестабилизации.

А2 призывает губернатора Нилинской и Колинской губерний Назимова. Как Нилинское и Колинское дворянство отнесется к реформам.

А2 проводит амнистию декабристов, ослабляет цензуру.

Сначала это задумывалось не как общероссийские реформы, а как региональные – подготовка общественного мнения.

Опора реформы – Ланской, министр внутренних дел + либеральные чиновники: Левшин, Соловьев, Н. А. Милютин. Министерство внутренних дел подготавливало реформу.

загрузка...

Другая опора – родственники А2: Константин Николаевич – брат. У А2 не было государственного мышления, он был слабохарактерным. Реформу проводил не А2, за него ее проводили.

Княжна Елена Павловна – тетя А2, принцесса Вюнтербергская, немка, но любила и и хорошо знала Россию, понимала необходимость реформ.

Якоб Ростопцев – предупредил Н1 о бунте декабристов => его считали предателем => при Н1 сделал карьеру. А2 доверил ему проведение реформ, Ростопцев много сделал для их проведения.

Все это представители либеральной бюрократии.

Первый этап. Янв 1857 – по указанию А2 создается Секретный комитет. Его глава А. Ф. Орлов (брат декабриста), но ему было 75 лет. В таком же возрасте были все остальные члены комитета: Адлерберг (входил в следственную комиссию по делу декабристов), Ворон-Корор, Муравьев, Гагарин, Блудов, Долгоруков + Ростопцев. 1 был за проведение реформ, остальные против. Эти чиновники думали, что это необязательная мера. => они тормозили дело проведения реформ => в СК был введен Константин Николаевич и давил их авторитетом.

Ланской заключил договор с Назимовым: тот от имени его губернии предоставит А2 адрес, где дворяне хотят создать комитеты по подготовке реформ.

=>>> А2 подписывает рискрит. Ланской посылает подписанный рискрит по всем губерниям => комитеты создаются везде.

Принципы деятельности комитетов в рискрите:

- земля сохраняется за помещиком

- за крестьянами только право усадебного надела

- пахотная земля должна арендоваться крестьянами за помещиками за повинности.

СК был преобразован в Главный комитет. Правительство не говорит помещикам об отмене крепостного права, чтобы не пугать их.

Второй этап. С янв 1858 начинают создаваться Губернские комитеты. Реформа из секретного предприятия становится публичным. Мнения помещиков разделились.

3 группы проектов:

1) проекты помещиков нечерноземной полосы. Это неплодородные земли. Основа деятельности – промышленное хозяйство. Уньковский А. И.: за широкое самоуправление крестьян, за гражданские свободы, за отмену привилегий, ½ выкупа должно выплатить государство, наделить крестьян землей (столько, сколько у них было – без отрезков), за скорейшее освобождение крестьян, быстрее получить выкуп => быстрое проведение реформы. Выкуп по Уньковскому: 1) цена за землю (средняя доходность данной земли) + 2) компенсация за потерю крестьян. Это был самый либеральный проект.

2) проект помещиков черноземной полосы. Плодородная земля. Соответственно, безземельное освобождение крестьян, которые могли арендовать земли за повинности. Выкуп большой. Сохранение вотчинной полиции над крестьянами.

3) проект помещиков степной полосы (Поволжье). Земли плодородны, но их много, чтобы освободить крестьян с землей без отрезков. Но помещики заинтересованы в экономической зависимости => за длительное переходное состояние, т.е. за бесплатные рабочие руки. За выкуп.

4) проект нарождавшейся интеллигенции. Чернышевский, Добролюбов, Герцен, Огарев. Освобождение крестьян, свободное самоуправление, наделение землей без отрезков + дать дополнительные земли, их должно выкупать государство. Гражданские права. За сохранение общины.

Правительство не могло поддержать какой-то один проект => так как это могло привести к расколу в дворянстве и крестьянстве (как в США угроза Гражданской войны). Происходит дестабилизация страны.

Март 1858 – Земский отдел при МВД. Задача выработки общего проекта реформы. Глава – Левшин, но фактически всю разработку взял на себя Н. А. Милютин. БИО. Успешная карьера, незаурядная личность. Чиновник = администратор + организатор + ученый. Исходил из знаний экономических и социальных аспектов России. Был родственником Киселева (опыт подготовки крестьянской реформы).

Милютин в своих проектах исходил из приоритетов государства, а не помещиков.

Основные принципы реформы:

1) обязательное наделение крестьян землей посредством выкупа. Эта идея была революционной. Даже некоторые декабристы не сразу пришли к этой идее. Эту землю надо взять у помещиков. Именно на этом спотыкались предыдущие проекты. Это ударяло по экономическим интересам государства: если освободить крестьян без земли, то они не смогут платить налоги, подушная подать с крестьянства – основной источник казны. У крестьянина таким образом было 2 хозяина: помещик и государство. Покушение на частную собственность. Милютина обвиняли в социализме. Социальная нестабильность: без земли – угроза бунта + опыт проведения реформы в Прибалтике 1858 без земли (выступления крестьян). Без земли – подрыв принципа «самодержавие, православие, народность»: нет доверия между властью и народом, добрый царь не мог освободить крестьян без земли. Освобождение должно идти сверху от имени царя. Придать реформе легитимный характер.

2) постепенность преобразований. Не сразу землю. Сначала личная свобода, потом выкуп земли. Эта идея должна была служить политической и социальной стабильности.

Третий этап. Янв 1858-март 1859 – выработка общего проекта, который должен был быть положен в основу закона.

Март 1859 – Редакционная комиссия – особый орган. В него вошли представители государства, эксперты.

Глава Ростовцев, заместитель – Милютин + эксперты П. П. Семенов-Тяньшанский (экономист, географ, путешественник, основатель Русского географического общества, будущий министр финансов), М. Х. Рейтен + профессор экономики Н .Х. Бунге + общественный деятель Самарин, славянофил + Черкасский. Всего 38 человек, 13 чиновников.

РК должен был рассматривать все проекты, которые были выработаны ГК. Апогей борьбы между противниками (белые) и сторонниками (красные) реформы. От того, кто победит, зависел характер реформы. Ожесточённая борьба, в ход шло все.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 2 =