Система таможенных органов управления и их полномочия



В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Президент и Правительство РФ. Непосредственное (оперативное) управление осуществляет Федеральная таможенная служба ( ранее Государственный таможенный комитет РФ), являющийся центральным органом федеральной исполнительной власти. Организационно входит в Министерство экономического развития и торговли РФ.

Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий, в целом организации таможенного дела, в том числе и взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и др. создаются специальные таможенные органы. Таможенные органы являются правоохранительными (ст.8 ТК) и военизированными органами, объявленные Указом Президента РФ «об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям».

В систему таможенных органов входит:- ФТС России; - Региональные таможенные управления; - таможни; - таможенные посты 1.

В общем виде ФТС РФ состоит из отделов, управлений и департаментов:- таможенно-тарифное управление; - управление федеральных таможенных доходов; - управление организации таможенного контроля; - управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил; - правовое управление; - управление внешних связей; - отдел валютного контроля. В основе положен функциональный принцип управления.

В систему ФТС РФ входят и ему подведомственны: лаборатории, НИУ, учебные заведения (например , вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные предприятия и учреждения (например, учебные). Таможенные органы взаимодействуют с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, гражданами РФ. Порядок прохождение службы в таможенных органах госслужащими определяется ФЗ РФ от 27.07.97г №114 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ1»

Таможенные органы реализуют такие функции как:- борьба с контрабандой; пресечение незаконного оборота запрещенных товаров; - осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; - защита экономических интересов России, экономической безопасности, государственной безопасности; - взимание таможенных пошлин, налогов, сборов и другие функции.

ФТС РФ самостоятельно определяет: структуру таможенной системы; реорганизует, ликвидирует, регулирует правовой статус таможни; контролирует соблюдение должностными лицами таможни процессуальных норм; издает приказы, распоряжения, указания (нормативные акты ТК вступают в силу через 30 дней). Административно-правовой статус ФТС РФ определен Положением о ГТК РФ от 25 октября 1994 года. Определение структуры ФТС РФ входит в компетенцию Правительства РФ. Руководит деятельностью ФТС РФ председатель. Наиболее важные вопросы рассматриваются на заседании Коллегии ФТС РФ. При ФТС РФ действует Консультативный совет по таможенной политике.

Основными задачами ФТС (ГТК РФ) являются:- участвует в разработке и реализует таможенную политику РФ; - обеспечивает в пределах компетенции экономическую безопасность, единство таможенной территории; - организует и совершенствует таможенное регулирование –взимают таможенные пошлины, налоги и таможенные платежи ;- устанавливают правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную территорию и таможенную границу; -ведут борьбу с контрабандой; ведут таможенную статистику; -осуществляют контроль за вывозом стратегических материалов; выполняют международные обязательства и взаимодействуют с таможенными органами зарубежных стран . Имеет право: - ограничивать и запрещать ввоз отдельных категорий товаров; - определять особенности правового регулирования деятельности таможенного брокера или специалистов по таможенному оформлению; - запрашивать различные сведения и документы; - осуществлять издательское дело; - выполнять функции госзаказчика (работ и услуг); - взаимодействие с госорганами, организациями, должностными лицами и гражданами как в РФ, так и за рубежом и предоставления информации ; осуществлять внешнеэкономические связи. Таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют Флаг, а другие транспортные средства опознавательные знаки.

ФТС (ГТК РФ) в пределах компетенции издает нормативные акты, действующие на всей территории РФ и обязательные к исполнению.

Полномочия органов управления таможенным делом от ФТС РФ до таможенных постов включительно определены в ТК РФ и в Положениях о них2.

Региональные таможенные управления создаются, реорганизуются и ликвидируются на основании приказов ФТС РФ. Их создание объясняется огромными размерами таможенной территории России. В настоящее время созданы: Северо-западное, Дальневосточное, Западное, Уральское, Западно-Сибирское региональные управления и др. Общее положение о РТУ утверждено приказом ФТС (ГТК) РФ от 10 января 1996 года №12.

Таможни. Они осуществляют свою деятельность под общим руководством регионального таможенного управления. Границы, в которых осуществляется деятельность таможни, могут как совпадать, так и не совпадать с границами административно-территориального деления РФ.

загрузка...

В отдельных регионах могут создаваться специализированные таможни. Например, Чкаловская таможня обслуживает все аэродромы военно-транспортной авиации в Московской области. Специализированной таможней можно назвать энергетическую таможню в г. Москве «в целях усиления контроля за нефтью, газом и электроэнергией, перемещаемыми через таможенную границу трубопроводным транспортом. Типовая структура, штатная численность и фонд оплаты труда таможни утверждаются ФТС (ГТК РФ).

Таможенные посты. Они свою деятельность осуществляют под непосредственным руководством таможни. По общему правилу таможенный пост не является юридическим лицом. Однако решением ФТС РФ он может быть наделен этим статусом (имеет самостоятельный баланс, текущий счет и др.).

В Положении о таможенном посте России определены основные задачи ТП:- непосредственное осуществление таможенного дела; - осуществление таможенного оформления и таможенного контроля; - осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в таможенной сфере.

Штат и численность утверждаются вышестоящим таможенным органом. Несколько слов о специальных таможенных постах, так называемых акцизных. Целью их создания является маркировка отдельных подакцизных товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию. (Приказ ГТК от 6 сентября 1994 №457, приказ ГТК РФ №592 от 14 ноября 1994 «О положении об акцизном таможенном посте», ПП РФ №319 от 14 апреля 1994 «О введении на территории России марок акцизного сбора»).

Функциями акцизного таможенного поста являются: - прием заявлений от импортеров на покупку марок акцизного сбора и специальных марок; - обеспечение безопасности хранения марок; - ведение журнала учета внешнеторговых операций, связанных с ввозом подакцизных товаров, подлежащих маркировке и другие функции (всего 29).

В соответствии со ст.12 ТК таможенные органы, их транспорт, речные, морские, воздушные суда – имеют опознавательный знак, флаг ярко-зеленого цвета с белым диагональным крестом, размещается на зданиях таможенных органов; зданиях таможенных органов России за границей; на морских и речных судах таможенных органов.

Таможенный контроль является одним из важнейших институтов таможенного дела (права). Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами России, в целях обеспечения соблюдения законодательства России.

В целях усиления таможенного контроля были изданы ряд ведомственных актов ФТС (ГТК РФ), в частности: - приказ ГТК РФ от 26.06.2001г. г. Москва зарегистрированный в Минюсте РФ (р/№ 2900) «О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров через государственную границу»; - приказ от 22.08.2001г. №834 г. Москва (зарегистрирован в Минюсте РФ 22 августа р/№ 2206) «Местах таможенного оформление товаров в г. Москве и Московской обл. (в целях усиления за достоверностью декларирования; усиления контроля за поступлением, сроками прохождения денежных средств. Место оформления товаров установить г. Москва МКАД (34 км.) Центральной акцизной таможни»; - приказ ГТК РФ от 16.07.2001г. №672 г. Москва (зарегистрирован в Минюсте от 21.08.2001г., р/ н 2885) «Об утверждении положения о порядке проведения «таможенного контроля после выпуска товара и транспортных средств» в соответствии со ст.193 ТК определяется порядок таможенного контроля после выпуска товаров с «таможенным режимом экспорт», «выпуска для свободного обращения», «реимпорта», а также завершение таможенных действий других таможенных режимов (на основе данных информации ОРД (оперативно-розыскной деятельности); нарушений международных договоров, заявлений российских и иностранных участников ВЭД, международных организаций, товары и транспортные средства могут быть подвержены повторному таможенному контролю).

Различают таможенный контроль товаров и транспортных средств. В рамках каждого из этих видов может быть проведена классификация:- таможенный контроль морских, речных и воздушных судов; железнодорожного состава, автотранспортных средств.

Контроль сотрудничающих стран может быть односторонним, двухсторонним и совместный.

Основными методами является: - обычный таможенный контроль по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт; - осуществляемый во время движения транспортных средств; - сплошной, когда используются все методы и формы; -выборочный (ст.187 ТК).

Формами контроля являются: - проверка документов и сведений; - досмотр товаров, транспортных средств, личный досмотр; - учет товаров и транспортных средств; - устный опрос физических лиц, должностных лиц; -проверка системы учета и отчетности; - осмотр территории и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли; поверка финансово-хозяйственной деятельности.

В основу таможенного контроля и его организации положена таможенная декларация и сертификат происхождения товара. При контроле могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, увеличительные приборы, микроскопы, бинокли, телекамеры и др.

Территория, прилегающая к таможенной границе, именуется зоной таможенного контроля. Ими являются территории таможенных складов, складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли и другие территории, на которых действуют ряд специальных таможенных режимов( например, на море в пределах территориального моря, где совместно с другими органами проводится- санитарный, фитосанитарный, ветеринарный, таможенный, пограничный и др. виды контроля..

В ходе таможенного контроля большое значение приобретает визуальное наблюдение. Визуальное наблюдение осуществляется за акваториями территориальных и внутренних вод, судовых причалов, железнодорожных узлов, контейнерных терминалов, авто переходов и другими объектами, внутренними таможенными зонами (пассажирские залы, вокзалы, помещения багажа, грузовые помещения).

Широкое применениенашел двухканальный таможенный контроль (система «зеленого» и «красного» коридоров). Это рекомендация Совета таможенного сотрудничества «Об упрощенном таможенном контроле авиапассажиров на основе двухканальной системы». То есть пассажиры могут воспользоваться «зеленым» коридором, кто имеет при себе товары (предметы), которые могут быть оформлены беспошлинно. Другие должны выбрать «красный» коридор и подать таможенную декларацию.

Документы и сведения, необходимые для таможенного контроля:- торговые документы, то есть счета, фактура, упаковочные документы, декларация и др. (Письмо ГТК от 12 октября 1995 «О местах таможенного оформления и документах, используемых в таможенных целях»); - транспортные документы (накладные, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции); - таможенные документы. Они выдаются таможенными органами (лицензии, квалификационные аттестаты и др.).

Особые требования предъявляются к документам, необходимым для таможенного контроля морских и речных судов. Капитан прибывшего судна дает «Письменное показание капитана» (наименование судна, его флаг, название порта, дата прихода, ф.и.о. капитана, количество членов экипажа, мест багажа, порт отправления, имеющаяся валюта, наименование и количество груза). К письму прилагаются: судовое удостоверение, список экипажа, список пассажиров и их багажа, список судовой провизии и документы к перевозимому грузу.

Порядок таможенного контроля воздушных судов. Он регламентируется Чикагской Конвенцией 1944 года «о международной гражданской авиации». Более подробно изложено в ст.180-197 ТК и валютного контроля ст.198-201 ТК. Необходимо отметить, что таможенные органы России осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством России и ТК РФ (ст.200). К ним можно отнести:- Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»; 1 (ст.10; - ТК ст.198-201, ст.108 ТК «Перемещение валюты России, ценных бумаг в валюте России, иностранной валюты и других валютных ценностей; - требования и предписание Банка России Инструкция №30 и ГТК от 26 июля 1995 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».

Валютный контроль в РФ осуществляет Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово - бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу Министерства финансов РФ. В настоящее время разрешено провозить до 10 тыс. долларов и иметь счета в иностранных банках (изм . 2003г в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»).




Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



− 1 = 8