Спрос на товары и услуги.

Лекция 2. Теория спроса и предложения.

Рынки во многом схожи с погодой. Они очень изменчивы, достаточно непредсказуемы, подвержены частым периодам «штормов и затишья». На самом деле в основе на первый взгляд совершенно произвольных движений рынка лежат определенные закономерности, и важнейшим инструментом для их понимания является анализ спроса и предложения.

Спрос на товар (услугу) – желание потребителя купить товар на рынке.

Под ценой спроса будем понимать ту максимальную величину, которую покупатели согласны заплатить за товар.

Под объемом спроса будем понимать то количество товара, которое при заданной цене и других фиксированных условиях покупатели захотят и смогут купить.

Неценовые детерминанты спроса:

а) вкусы потребителей,

б) изменение цен на товары заменители или сопутствующие товары,

в) количество потребителей на рынке (размер рынка),

г) инфляционное ожидание,

д) доходы потребителей и распределение доходов между ними.

Под спросом будем понимать всю зависимость между объемом спроса и ценой на товар.

Следует различать спрос и объем спроса: при снижении цены увеличивается величина объема спроса, тогда как сам спрос (как выражение потребности в данном товаре) остается неизменным.

Закон спроса: для нормальных товаров между ценой и объемом спроса имеется обратная зависимость при прочих равных условиях (чем больше цена, тем меньше объем спроса). Т.е. если цена товара возрастает, потребители будут стараться покупать меньшее его количество и наоборот.

Можно построить таблицу (шкалу спроса), показывающую изменение объема спроса от цены. Эту же зависимость можно изобразить в виде кривой спроса.

Соответственно общая функция спроса выглядит следующим образом:

Qd = f (P)

P D (demand)

кривые спроса

P1

P2

0

Q1 Q2 Q

Кривая спроса очерчивает ту максимальную цену, которую потребитель (или группа потребителей) готов заплатить за определенное количество товара.

Следует различать понятия: изменение спроса и изменение объема спроса.

Изменение спроса – это переход с одной кривой спроса на другую вследствие изменения некоторых неценовых условий (например, увеличение доходов потребителей при неизменной цене увеличит спрос и кривая сдвинется вправо, или в летние месяцы увеличивается спрос на мороженое).

Изменение объема спроса – это движение вдоль одной кривой спроса, вследствие изменения цены.

Из закона спроса есть исключения. Существуют два типа товаров, которые не подчиняются этой зависимости:

- товары Гиффена(предметы первой необходимости, низкий уровень доходов, дешевые товары). При повышении цен этих товаров их продается еще больше. Например, когда в Ирландии в ХIХ веке поднялась цена на хлеб, а цены на другие товары не изменились, жители стали больше потреблять хлеба, чем раньше, так как у них уже не оставалось средств на приобретение других более дорогих и качественных товаров (например мяса).

Эффект Гиффена, строго говоря, не отменяет действие закона спроса, т.к. имеет место рост объема спроса на относительно (других) подешевевший товар, хотя текущая его цена повысилась.

- товары Веблена (очень престижные, модные товары): «эффект сноба». При повышении цены продается еще больше таких товаров. Например, когда какой-то товар переходит в разряд престижных, и цена на него поднимается, многие сразу хотят стать обладателями такого престижного товара, и объем спроса возрастает.

Здесь следует сделать небольшое отступление. Некоторые термины в математике и в экономике не совпадают. Так, обратная зависимость в математике выражается формулой y=a/x, а в экономике это лишь означает, что при увеличении одной величины – другая уменьшается.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

67 − 57 =