Тест Амена-Дорки.

I. Уровень детской тревожности.

Пояснительная записка

Рис. 19 — 37. Краниограмма, боковая проекция. Локальное истончение в области стыка лобной, теменной и височной костей с краевым уплотнением при хронической субдуральной гематоме у ребенка 9 лет.

В.Н.Корниенко, Л.Б.Лихтерман

Данная программа направлена на диагностику эмоционально-личностной сферы и межличностных отношений детей дошкольного возраста, т. е от 3 до 7 лет. Она состоит из таких диагностирующих параметров, как:

- уровень тревожности,

-уровень страхов,

-уровень самооценки,

-уровень агрессивности,

-особенности эмоционального состояния ребенка и его отношения внутри семьи.

-позиция ребенка среди других детей.

Состоит из методик. Структура занятий – индивидуальная. Продолжительность проведения одной методики - 15-30 минут. Возраст детей от 3 до 7 лет.

Цель проведения диагностики:

Провести диагностику развития эмоционально-личностной сферы и межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития,

2) примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка,

3) оценка качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявить недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей,

4) коррекция эмоционально-личностной сферы и межличностных отношений.

Диагностические методики:

Задача: исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Инструкция.

1)Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

2)Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

3)Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4)Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

5)Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

6)Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

7)Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

8)Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

9)Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

10)Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11)Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

12)Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13)Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

14)Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ =

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

загрузка...

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 4 =