Творчество Феофана Грека



"Преславный мудрец, философ зело хитрый... книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец", - так характеризует Феофана Грека талантливый писатель, его современник, монах Епифаний Премудрый.

Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет. К этому времени Феофаном было расписано сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), в ту пору богатую генуэзскую колонию, а оттуда - в Новгород.

На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. Его глубоко оригинальное искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой.

Первая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси, - фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого - церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году. Над фресками этой церкви он работал летом 1378 года по заказу боярина Василия Даниловича и горожан с Ильиной улицы.

Храм был построен жителями Ильинской улицы в Новогороде. Ему предшествовала деревянная церковь. Это четырёхстолпный квадратный в плане храм с одной алтарной апсидой и одним куполом. О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи. Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая ее часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».

Фрески сохранились частично. Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко индивидуальную, сложную психологическую характеристику. И в то же время все они - гневный могучий Пантократор, мудрый величавый Ной, сумрачный Адам, грозный пророк Илья, самоуглубленные столпники - имеют нечто общее, объединяющее их: это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречиями, за их внешним спокойствием кроется жестокая борьба с обуревающими человека страстями.

В купольном своде изображён Пантократор. Он не знает пощады, это грозный судья. Смысл росписей – передать идею всеобщей греховности. Человеку, погрязшему в грехах остается думать только о спасении души и осознавать свои грехи, кается. Время создания росписей одно из самых сложных на Руси. Смута, опричнина, это создавало всеобщую атмосферу тревоги и безысходности. Конечно, такой мировоззренческий взгляд автор мог приобрести только в России ( византийское искусство не знает такого трагизма, его пронизывает пасхальная радость)

Безысходное и пессимистическое мировоззрение автора выразилось в композиции того же храма – Троица. ( прочитать историю сюжета) Даже в композиции "Троицы" нет умиротворенности. В образах ангелов не ощущается юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой отрешенности. Особенно выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напряженность. Распростертые крылья как бы осеняют двух других ангелов, объединяя композицию в целом, придавая ей особую строгую завершенность и монументальность. Триединство Троицы – этот догмат стал особенно важен для православной христианской церкви. Феофан Грек показывает его через огромные крылья центрального ангела, которые объединили все три фигуры ангелов. Это страшные ( возвышенные) ангелы. Художник пытается напомнить людям о грядущем возмездии .В образах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос.

Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Особенный трагизм живописи Феофана Грека придают «пламенеющие» тлеющие цвета – красный бурый, коричневый. На этом фоне особенно нервно проступают белые динамичные мазки.

Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора.

загрузка...

Фрески Спаса Преображения явились ценным памятником монументального искусства Новгорода, они повлияли на творчество ряда живописцев. Наиболее близки к ним росписи церквей Федора Стратилата и Успения на Волотовом поле, вероятно, выполненные учениками Феофана.




Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



− 2 = 5