Управление сельским хозяйством

После образования Союза ССР оперативное руководство сельским хозяйством оставалось за республиканскими наркоматами земледелия, Конституция СССР 1924 г. не предусматривала создания общефедерального органа управления. Сельское хозяйства было представлено индивидуальными крестьянскими хозяйствами и сельскохозяйственной кооперацией. Первоначально низовые организации всех видов кооперации объединял один центр - Всероссийский союз сельскохозяйственной кооперации (Сельскосоюз), образованный в 1921 г. Его деятельность распространялась на всю территорию страны, кроме Украины. Сельскохозяйственная кооперация занималась переработкой и сбытом продуктов, снабжала крестьян средствами производства, предоставляла им кредиты. В нее входили самые разные виды кооперативов - кредитные, производственные, производственно-сбытовые и т.п. Вошли в нее и еще немногочисленные тогда колхозы, хотя кооперативная верхушка была против их включения в систему, заявляя, что они не обладают чисто кооперативными признаками. Постепенно наиболее товарные отрасли сельского хозяйства выделились из “Сельскосоюза” в самостоятельные центры, каждый из которых выделял определенную отрасль: Льноцентр, Маслоцентр, Союзкартофель, Хлебоцентр, Птицеводсоюз, Табаксоюз и др. В 1926 г. созданы 4 республиканских центра и Центральный кооперативный совет. Другими словами, кооперация “грозила” вырасти в параллельную государственному народному хозяйству структуру.

Однако это не произошло. Утвердилось представление о том, что социализм - это непрерывная классовая борьба, в том числе и с “мелкобуржуазной” кооперацией. Ликвидация сельскохозяйственной кооперации происходила поэтапно.

В 1927 г. из “Сельскосоюза” выделился Всероссийский союз сельскохозяйственных коллективов (Колхозцентр). Его задачами были изучение и обобщение опыта колхозного строительства, организация сбыта продукции колхозов, снабжение их орудиями производства. Одновременно был создан новый общефедеральный орган - Всесоюзный союз союзов сельскохозяйственной кооперации, который объединил все виды сельскохозяйственной кооперации.

К осени 1929 г. первичные торгово-кредитные формы кооперации охватывали около 55 % крестьянских хозяйств, простейшие производственные товарищества - 17-18, колхозы - 6-7 % . И эти формы еще далеко не исчерпали своих возможностей. Но осень. 1929 г. развитие доколхозных форм сельскохозяйственной кооперации было прервано: для основной массы крестьян “сплошная коллективизация”, развернувшаяся в конце 1929 - начале 1930 г., представляла собой непосредственный переход от мелкого хозяйства к крупному, без прохождения через “школу” первичного кооперирования. Чрезмерное форсирование коллективизации с неизбежностью привело к использованию мер административного нажима и принуждения при организации колхозов. Было выдвинуто предложение о создании общесоюзного наркомата земледелия, который должен был внести единство в планирование и руководство сельским хозяйством.

7 декабря 1929 г. по постановлению ЦИК СССР был создан Наркомат земледелия СССР - директивный орган, который не только объединял запросы отдельных республик, но и выступал в качестве фактического руководства всего земельного дела в СССР. “Сельхозсоюз” был ликвидирован, а в 1931 г. был упразднен Всесоюзный союз союзов. теперь все низовая сеть сельскохозяйственной кооперации, в том числе колхозы, перешла в непосредственное подчинение наркомземов СССР и союзных республик, а вся заготовительная работа - в ведение Наркомата снабжения СССР.

В начале 30-х годов государственными стали и машинно-тракторные станции (МТС), создавшиеся вначале как акционерные общества; ликвидированы были все объединения и центры сельскохозяйственной кооперации. Кооперативная собственность - эта экономическая основа кооперации - была подменена так называемой колхозно-кооперативной, в которой ничего кооперативного не осталось и которая по своему содержанию являлась разновидностью государственной собственности. В 1931 г. был ликвидирован “Колхозцентр”, а его функции переданы отраслевым секторам Наркомзема. Руководство сельскохозяйственной кооперацией целиком сосредоточилась в руках государственных органов - Наркомата земледелия СССР и наркомземов союзных республик.

Первоначально предполагалось, что Наркомзем СССР будет исключительно директивным органом, т.е. станет разрабатывать планы развития и размещения сельского хозяйства, составлять контрольные цифры, координировать проведение сельскохозяйственных компаний, а непосредственно управлять будет лишь самыми крупными, особо важными или показательными предприятиями. Но на практике сложилось иное положение. Он руководил совхозами союзного значения и МТС, для руководства последними был создан Трактороцентр. С 1935 г. на НКЗ СССР были возложены руководство и контроль за работами по поведению севооборотов и землеустройству.

загрузка...

Реорганизовано было и руководство научно-исследовательской работой в области сельского хозяйства. В ведение Наркомата земледелия СССР из НКЗ РСФСР перешла академия сельскохозяйственных наук с многочисленными отраслевыми институтами.

НКЗ СССР вскоре стал громоздким многопрофильным наркоматом, непосредственно управляющим огромным хозяйством. Однако заметного улучшения дел в сельском хозяйстве и в снабжении населения продуктами не произошло. Это было связано прежде всего с тем, что у единоличников весь урожай принудительно изымался и продавался за границу. На полученную валюту закупалось оборудование для строящихся заводов. В деревне начался голод, крестьяне стали уходить в город, колхозы распадались. А виновными оказались сотрудники НКЗ СССР: был организован судебный процесс. Их обвинили в том, что они якобы, используя свое служебное положение, вызывали с стране голод. Восстановление сельского хозяйства началось лишь в 1935-1937 гг.: стали увеличиваться урожаи, возобновился рост поголовья скота, увеличилась оплата труда. К 1937 г. коллективизация завершилась: в стране насчитывалось 243,7 тыс. колхозов, объединявших 93 % крестьянских хозяйств.

Дальнейшая перестройка работы земельных органов происходила в следующем направлении. В 1932 г. был образован Наркомат зерновых и животноводческих совхозов СССР. Наркомат земледелия СССР отныне руководил колхозным строительством и лишь частично совхозами, а Наркомат зерновых и животноводческих совхозов - совхозным строительством.

Наркомзем СССР остался объединенным (союзно-республиканс-ким) наркоматом, а Наркомат зерновых и животноводческих совхозов - общесоюзным (он имел свои уполномоченных в союзных республиках). Первоначально все совхозы были трестированы, а тресты подчинялись наркомату. Потом некоторые совхозы были изъяты из ведения трестов и подчинены непосредственно наркомату.

После образования Союза ССР на правах объединенного (союзно-республиканского) наркомата был создан Наркомат продовольствия СССР, а в республиках продолжали функционировать республиканские наркомпроды и их местные органы.

Позднее преодоление продовольственного кризиса, развитие на основе нэпа торговли и товарооборота привели к ослаблению роли продовольственных органов. Укрепление денежной системы позволило заменить продовольственный налог сельскохозяйственным денежным налогом. Дальнейшее существование продовольственных органов стало излишним, и в мае 1924 г. они были упразднены как выполнявшие свое назначение.

Однако важнейшей задачей социалистического государства на всех этапах его развития оставалась забота о проведении заготовок сельскохозяйственных продуктов. И поэтому после ликвидации специальных продовольственных органов эти заготовки проводились рядом других государственных учреждений, а общее руководство ими с 1924 г. осуществлял Наркомат внутренней торговли СССР. Специальный общесоюзный орган в этой области был создан в 1932 г. - Комитет по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при СТО СССР(с 1933 г. - при СНК СССР).

Комитет имел институт уполномоченных при правительствах союзных и автономных республик, краевых и областных исполкомах. Заготовки одних видов продукции осуществлялись комитетом через сеть специальных заготовительных учреждений (“Заготзерно”, “Заготлен” и др.), заготовкой других ведали отраслевые промышленные наркоматы, действовавшие по планам и указаниям комитета. Вся структура комитета была строго централизована: уполномоченные подчинялись непосредственно комитету и не зависели от местных исполкомов.

Конституция РСФСР 1936 г. не внесла существенных изменений в управление сельским хозяйством. Сохранялись оба сельскохозяйственных наркомата, лишь Наркомат зерновых и животноводческих совхозов из общесоюзного стал союзно-республиканским.

Наркомзем СССР руководил сельским хозяйством, в основном колхозами и МТС;Наркомат зерновых и животноводческих совхозов СССР (НКЗиЖС)непосредственно управлял совхозами союзного значения, а всеми остальными - через одноименные наркоматы в союзных республиках.

5 декабря 1939 г. было реорганизовано управление сельским хозяйством. Во-первых, была перестроена внутренняя структура Наркомзема. Вместо отраслевого (специализированного) принципа построения был применен производственно-территориальный: созданы территориальные главки, в составе которых - производственно-территориальные сектора, которые оперативно управляли колхозами и МТС. В низовом звене были повсеместно учреждены райземотделы, управлявшие государственным земельным имуществом и лесами местного значения. Во-вторых, некоторые совхозы (семеноводческие, племенные, коневодческие, шелководческие) из ведения Наркомзема передавались согласно своему профилю Наркомату зерновых и животноводческих совхозов, Наркомату пищевой промышленности и Наркомату мясной и молочной промышленности. В-третьих, руководство лесами местного значения изымалось из ведения Наркомзема СССР и возлагалось на наркоматы земледелия союзных республик. В-четвертых, были ликвидированы земельные комиссии на местах, и все вопросы по разрешению земельных споров передавались в ведение исполкомов Советов. К 1939 г. Наркомзем СССР был одним из самых больших наркоматов. В его системе находилось 243 тыс. колхозов, 12 тыс. МТС и МТМ, 54 ремонтных завода, 1870 совхозов, 335 научно-исследовательских институтов и станций, 69 учебных институтов и 446 техникумов.

Перед войной была перестроена система органов по заготовкам сельскохозяйственных продуктов. Еще в 30-е годы были введены обязательные поставки колхозами зерна, мяса и других сельскохозяйственных продуктов. Их размеры исчислялись по твердым нормам в зависимости от плана посева, а по животноводству - от поголовья скота. Второй формой заготовок была натуральная оплата колхозами работ, выполнявших МТС. Это было важным дополнительным источником накопления продовольственных ресурсов. Третьим источником были натуральные поставки единоличников. Четвертой формой была контрактация - заранее заключаемые договоры между государственными заготовительными организациями и колхозами, а пятой - закупки государством продукции после выполнения колхозами обязательных поставок.

Непосредственно заготовкой сельскохозяйственных продуктов занимались хозяйственные наркоматы - легкой промышленности, пищевой промышленности, внешней и внутренней торговли и др. Руководил ими созданный в 1932 г. Комитет по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при СНК СССР, а с 1938 г. - Наркомат заготовок СССР, который в отличие от комитета ведал не только заготовкой, но и хранением сельскохозяйственных продуктов. На наркомат возлагалось составление планов заготовок, норм обязательных поставок, цен, руководство сбором и регулированием сбыта сельскохозяйственных продуктов.

В период Великой Отечественной войны система органов управления сельским хозяйством принципиально не менялась. Наркоматы осуществляли эвакуацию техники и поголовья скота из прифронтовых районов, заготовку сельскохозяйственных продуктов в тыловых районах. Число трудоспособных мужчин на селе сократилось на 3 млн. чел., крайне остро ощущалась нехватка рабочей силы. В связи с этим в 1942 г. обязательный минимум трудодней для колхозников был увеличен в полтора раза, впервые устанавливался минимум трудодней для подростков (от 12 до 16 лет) - не менее 50 трудодней в году. В 1942 г. в качестве чрезвычайной меры была введена мобилизация на сельскохозяйственные работы населения городов и поселков.

Ущерб, причиненный сельскому хозяйству в годы войны, был огромным: сократились посевные площади и урожаи (в 1945 г. вся валовая продукция составила 60 % от довоенного уровня), резко упала производительность труда, сократилось на 1/3 число трудоспособных колхозников, на оккупированной территории были разрушены 42 % колхозов, более 40 % МТС. Первый раз, после гражданской войны, восстановление сельского хозяйства заныло шесть лет, но материальный ущерб тогда был меньше. К тому же теперь надо было восстанавливать не мелкое единоличное, а коллективное хозяйство.

Система органов управления сельским хозяйством после войны по-прежнему строилась по территориально-производственному принципу и включала пять звеньев: предприятие (колхоз, совхоз) - районный земельный отдел - областное управление - наркомат (министерство) союзной республики - наркомат (министерство) СССР. Она неоднократно перестраивалась.

11 ноября 1945 г. был создан союзно-республиканский Наркомат технических культур СССР, на который возлагалось руководство производством хлопка, каучуконосов, сахарной свеклы, льна, конопли, табака, чая, цитрусовых. 26 марта 1946 г. было образовано союзно-республиканское Министерство животноводства СССР. Ему передавались все животноводческие совхозы из НКЗиЖС СССР, а зерновые совхозы - Министерству земледелия СССР. НКЗиЖС СССР был упразднен.

В связи с этими на местах начались организация самостоятельных краевых, областных, районных отделов земледелия, технических культур, животноводства, а МТС были поделены между тремя министерствами в зависимости от специализации колхозов. В результате сложилась система земельных органов, порождавшая параллелизм и путаницу в руководстве, аппарат которого увеличился примерно в два раза.

4 февраля 1947 г. из Министерства земледелия, Министерства животноводства и Министерства технических культур выделились все зерновые, животноводческие, овощные и другие совхозы. Для руководства ими было созданоМинистерство совхозов СССР(союзно-республиканское). После этого все три министерства - земледелия, животноводства, технических культур - объединились в единое Министерство сельского хозяйства. Одновременно было создано союзно-республиканское Министерство лесного хозяйства.

Характерными чертами руководства колхозами и совхозами в послевоенный период были централизм, увеличение административными методами, вмешательство партийных и советских органов в производственную деятельность колхозов и совхозов, острая нехватка специалистов не только в колхозах и совхозах, но и в министерствах. На 1 января 1950 г. среди председателей колхозов высшее и среднее специальное образование имели лишь 8,6 % , а 90,2 % - лишь начальное образование.

Колхозы сдавали государству больше половины урожая по обязательным поставкам. Но закупочные цены оставались довоенными, тогда как цены на промышленную продукцию, необходимую для деревни, увеличились в 1948 г. в 20 раз. В результате получаемые колхозами денежные средства покрывали лишь незначительную часть издержек производства колхозов. Колхозник отрабатывал только такую норму трудодней, от которой не мог уклониться, а кормился главным образом за счет приусадебного участка. Эта политика имела губительные последствия не только для сельского хозяйства, но сказалась на всей ситуации в стране. Крестьяне начали покидать деревню (в 1959 г. численность городского и сельского населения сравнялась. Не принесло желаемых результатов и проведенное в 1949-1950 гг. укрепление мелких колхозов.

К 1953 г. резко обострилась диспропорция в развитии промышленности и сельского хозяйства. Если промышленность развивалась довольно быстрыми темпами (с 1940 по 1952 гг. производство промышленной продукции возросло в 2,5 раза), то сельское хозяйство сильно отставало (валовая продукция сельского хозяйства за то же время выросла только на 10 % ). Такое положение в сельском хозяйстве сдерживало рост индустрии.

Все это привело к тому, что в 1953 г. под зерновыми культурами были заняты такие же площади, как в 1913 г. В 1953 г. в стране насчитывалось более 30 тыс. экономически слабых колхозов.

В начале 1953 г. в систему органов управления сельским хозяйством были внесены существенные, но малоэффективные изменения. В марте 1953 г. для руководства сельским хозяйством было создано союзно-республиканское Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР. В него слились пять министерств: заготовок, сельского хозяйства, совхозов, лесного хозяйства, хлопководства. Аналогичное слияние было осуществлено и в союзных республиках. И уже с сентябре 1953 г. началось разукрепление этого министерства. Сначала было создано Министерство совхозов СССР (союзно-республиканское), затем в сентябре 1953 г. восстановлено Министерство заготовок (союзное), А Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР переименовано в Министерство сельского хозяйства СССР.

После войны несколько изменилась система заготовок. На практике это привело к тому, что для передовых колхозов устанавливались значительно большие задачи по обязательным поставкам, чем для отстающих, что снижало материальную заинтересованность колхозов. Сентябрьский Пленум ЦК партии 1953 г. отменил это положение и ввел единую в пределах одного административного района норму.

На основании решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС и необычайно смелого для тех лет постановления ЦК КПСС и СМ СССР “Об изменении практики планирования сельского хозяйства” была принята попытка перейти от жесткого курса управления сельским хозяйством к сочетанию централизованного планирования и хозяйственной самостоятельности колхозов и совхозов. Увеличились капиталовложения в развитие сельского хозяйства, повышались заготовительные цены (на скот и птицу - в 5 раз, на молоко и мясо - вдвое, на овощи - на 40 % и т.д.) и закупочные цены на продукцию, продававшуюся колхозами сверх обязательных поставок, снижались нормы обязательных поставок для личных подсобных хозяйств, сокращался денежный налог и т.п. В 1957 г. закупочные цены еще раз были повышены, с колхозов списана задолженность за прошлые годы. С весны 1957 г. передовые колхозы стали переходить на гарантированную денежную оплату труда.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Оно проводилось штурмом, без должной научной проработки и проектных изысканий, в методах освоения было много ошибочного, многие трудности создавались искусственно. Хотя все это ничуть не приуменьшает мужество, стойкость, подвиг целинников 50-60-х годов.

В марте 1958 г. был принят Закон СССР “О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации МТС” на основании которого был осуществлен переход к продаже колхозам сельскохозяйственной техники и в феврале 1961 г. создан специальный орган - Всесоюзное объединение СМ СССР по продаже сельскохозяйственной техники, запасных частей, минеральных удобрений и других материально-технических средств, организации ремонта и использования машин в колхозах и совхозах (“Союзсельхозтехника”).

К концу 1958 г. свыше 80 % колхозов купили технику, а остальным колхозам она была не по карману, но и их заставили ее выкупить. Колхозы еще должны были построить помещение для хранения этой техники, приобрести горюче-смазочные материалы (всего по стране на 1 млрд. руб.), оплатить труд механизаторов, которые вдруг стали колхозниками. И для крепких колхозов это было нелегко, а слабые просто разорялись. В результате реализации хорошей идеи привела лишь к громадной перекачке средств из колхозной кассы в государственную. Прежде МТС были реорганизованы в РТС и стали осуществлять ремонт колхозной техники, оказывать помощь в ее использовании, предоставлять на прокат отдельные специальные машины. “Союзсельхозтехника” имела около 3 тыс. отделений и около 4 тыс. ремонтных мастерских.

У министерства сельского хозяйства СССР осталась одна основная функция - инспектирование, т.е. изучение техники и экономики производства сельского хозяйства, внедрение достижений науки и передового опыта.

В марте 1962 г. предполагалось создать в центре Комитет по сельскому хозяйству, на местах - комитеты по сельскому хозяйству. Их главная функция - организация оперативной проверки исполнения директив партии и правительства по вопросам сельского хозяйства. МСХ СССР сохранялось как научный центр.

Такая система просуществовала три года и практически не оставила следа. В период 1953-1964 гг., т.е. за 12 лет, состоялось 11 пленумов ЦК партии по вопросам развития сельского хозяйства, были приняты сотни тысяч постановлений и решений по вопросам сельскохозяйственного производства. А в самом сельском хозяйстве продолжалось резкое падение темпов производства.

Новая попытка разработать новую аграрную партию была предпринята в 1965 г. Мартовский Пленум ЦК КПСС 1965 г. признал, что если до 1959 г. происходил заметный подъем сельского хозяйства, то в последующий период оно, по существу, стало топтаться на месте.

После 1965 г. увеличились ассигнования на нужды села: за 1965-1985 гг. капвложения в сельское хозяйство составили 670,4 млрд. руб., в два раза поднялись закупочные цены на сельхозпродукцию, продаваемую государству, укреплялась материально- техническая база хозяйств, возросла их энерговооруженность.

Колхозам и совхозам была предоставлена большая самостоятельность, совхозы переводились на полный хозяйственный расчет. Министерство сельского хозяйства СССР не только внедряло научные методы ведения сельского хозяйства, но и несло ответственность за состояние сельскохозяйственного производства в колхозах, т.е. непосредственно управляло сельским хозяйством.

Произошли существенные изменения и в деле заготовок сельскохозяйственных продуктов. В июне 1958 г. постановлением СМ СССР были отменены обязательные поставки и натуроплата за работы МТС, осуществлен переход к единой форме государственных заготовок в порядке закупок по единым ценам.

К 1961 г. выяснилось, что свободная система купли-продажи продуктов не позволяет создавать гарантированные государственные ресурсы, а тем более увеличивать их. Планирование заготовок при этой системе крайне затруднялось. Выяснилось еще и то, что единого органа по руководству заготовками всех видов сельскохозяйственных продуктов в стране фактически нет. В связи с этим было принято решение перейти от свободной купли-продажи продуктов сельскохозяйственного производства к закупкам продуктов в порядке контрактации, т.е. договор, заключаемых на 2-5 лет. Это своего рода заказ государства колхозам, позволявший лучше планировать заготовки сельскохозяйственных продуктов.

25 февраля 1961 г. был создан Государственный комитет заготовок СМ СССР, а в союзных республиках - министерства заготовок.

Состоявшийся в ноябре 1969 г. III съезд колхозников для развития колхозной демократии, коллективного обсуждения наиболее важных вопросов постановил образовать выборные органы - советы колхозов (районные, областные, краевые, республиканские) и Союзный Совет колхозов. Союзный Совет колхозов - центральный выборный общественный орган колхозов.

С каждым годом отставание сельского хозяйства приобретало хронический характер. Этот процесс пытались компенсировать: в одиннадцатой пятилетке доля инвестиций в сельское хозяйство достигла 27 % . В 1971-1985 гг. в сельское хозяйство было вложено 590 млрд. руб., а доля отрасли в национальном доходе в середине 80-х годов оставалась на уровне семидесятых. Одновременно в сельском хозяйстве шел рост аппарата управления: к 1988 г. он составлял 2,3 млн. чел. в колхозах и совхозах и 360 тыс. в аппарате Госагропрома (например, в Тульской области на 415 хозяйств приходилось 400 районных управлений и организаций). Несмотря на неоднократные решения о расширении самостоятельности хозяйств, о стимулировании труда колхозников, на практике доминировали важные методы руководства сельским хозяйством.

24 мая 1982 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление “Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса”. В нем говорилось, что сложившаяся к началу 80-х годов система управления сельскохозяйственным производством оказалась излишне громоздкой и разобщенной, не обеспечивала правильного сочетания отраслевого и территориального принципов управления, в ней ослаблено наиболее близкое к производству районное звено. Постановление предусматривало проведение целого комплекса мер, направленных на: а) повышение хозяйственной самостоятельности колхозов и совхозов; б) установление ведомственной разобщенности; в) сокращение численности управленческого аппарата; г) укрепление районного звена сельскохозяйственных органов. Впервые агропромышленный комплекс был выделен как самостоятельный объект планирования, включавший в себя районные агропромышленные объединения (РАПО), областные, краевые, республиканские (АССР) АПО, АПО союзных республик. 25 ноября 1982 г. издано типовое положение о РАПО.

Областные, краевые, республиканские (АССР) АПОсоздавались решением исполкома и Совмина АССР. В союзных республиках агропромышленный комплекс возглавляла Комиссия Президиума СМ СССР, в состав которой входили заместитель председателя Совмина республики (председатель комиссии), министры тех ведомств, чьи предприятия вошли в АПК, и другие члены. На комиссию возлагалась координация деятельности министерств и ведомств, входивших в АПК республики.

12 июня 1982 г. Совмин СССР образовал Комиссию Президиума СМ СССР по вопросам агропромышленного комплекса. В ее состав вошли заместитель председателя СМ СССР (председатель комиссии), министры СССР сельского хозяйства, плодоовощного хозяйства, заготовок, пищевой промышленности, мясной и молочной промышленности, рыбного хозяйства и др., а также руководители некоторых государственных комитетов (Госплана, Госкомсельхозтехники, Госснаба и др.). Комиссия координировала их деятельность, контролировала выполнение решений партии и правительства, планов производства, заготовок продукции, поставок оборудования и т.п., предварительно рассматривала подготовленные Госпланом СССР проекты годовых и перспективных планов развития АПК.

3. Управление планированием, статистикой, финансами и кредитом

Еще до образования СССР Госплан РСФСР был фактически единственным планирующим органом и разрабатывал перспективные и текущие планы как единые для всех республик. Это значительно облегчало переход к общесоюзному планированию. 21 августа 1923 г. была создана Государственная плановая комиссия при СТО СССР (Госплан СССР). Перед ней стояли следующие задачи: согласование планов народного хозяйства республик, разработка единого союзного перспективного плана, составление текущих годовых планов и наблюдение за их выполнением. Одновременно закладывались основы отраслевого планирования: разрабатывались пятилетние задания для металлургической промышленности, план развития вузов страны, план введения всеобщего обязательного обучения. С 1925 г. Госплан приступил к разработке единых народнохозяйственных планов. Первые планы, охватывавшие годовой период, получили название “контрольных цифр”. Их основная идея заключалась в том, чтобы объединить в едином плане планы отдельных наркоматов и государственный бюджет.

С 1925/26 хоз. года Госплан ежегодно составлял контрольные цифры народного хозяйства, а затем в основном занимался составлением перспективных планов, тесно связывая свою работу с наркоматами финансов, ВСНХ и др.

После образования Союза ССР 17 июля 1923 г. было создано общесоюзное Центральное статистическое управление при СНК СССР, возглавившее всю систему государственной статистики.

Дальнейшие изменения в системе плановых органов происходили в 20-х годах. Они были связаны с изменениями территориального деления.

В эти годы возрастал объем работы и значение органов статистики, которые провели ряд переписей, наладили текущую статистику, стали проводить подробные ежегодные описания промышленности. Все это было необходимо для организации планового хозяйства СССР. 17 декабря 1926 г. была проведена Всесоюзная перепись населения. Итоги переписи дали богатейший материал по составу населения, легли в основу первого пятилетнего плана. Численность населения тогда составляла 147,0 млн. чел., из них городских жителей - 18 % , сельских - 82 % .

В марте 1926 г. была предпринята крупная реорганизация органов статистики. Она заключалась в следующем. ЦСУ СССР было наделено правами объединенного (союзно-республиканского) наркомата, управляющий ЦСУ получил в СНК СССР право решающего голоса.

В составе ЦСУ был создан Статплан - плановая комиссия, которая должна была улучшить связи ЦСУ и Госплана. Кроме того, при ЦСУ был Создан Институт экспериментальной статистики и статистической методологии.

23 января 1930 г. ЦСУ СССР как самостоятельный орган было ликвидировано: оно слилось с Госпланом СССР. Сам Госплан СССР 3 февраля 1931 г. из комиссии при СТО СССР был преобразован в комиссию при СНК СССР (председатель Госплана теперь избирался ЦИК СССР, а члены Президиума назначались СНК СССР). Такая же реорганизация происходила и в союзных республиках. Всю плановую и учетно-статистическую работу в стране возглавлял Госплан СССР. однако вскоре, 17 декабря 1931 г., сектор народнохозяйственного учета Госплана СССР был преобразован вЦентральное управление народнохозяйственного учета СССР(ЦУНХУ) при Госплане СССР. Главная задача ЦУНХУ заключалась в усилении системы социального учета во всех областях хозяйства и проверки выполнения народнохозяйственного плана.

Согласно Конституции СССР 1936 г., утверждение народно-хозяйственных планов СССР относилось к компетенции высших органов государственной власти и государственного управления СССР, а непосредственная разработка планов и контроль за их исполнением - к компетенции специальных органов. В качестве такого органа выступала Государственная плановая комиссия (Госплан) при СНК СССР. Госплан СССР, сохраняя права постоянной комиссии СНК СССР, разрабатывал и представлял правительству перспективные, годовые и квартирные планы, разрабатывал методологию планирования. При Госплане СССР - как ведомственный ему, но самостоятельный орган - действовало ЦУНХУ (с 1941 г. - ЦСУ) СССР.

Местные плановые комиссии не являлись органами собственно Госплана СССР, а подчинялись исполкомам соответствующих Советов и госпланами союзных республик. В конце 30-х годов в ряд экономических районов, в союзные республики были направлены уполномоченные Госплана СССР.

Небольшой (30-40 квалифицированных специалистов) аппарат уполномоченного выявлял резервы народного хозяйства на местах, контролировал выполнение планов, создание топливной базы и т.п.

В годы Великой Отечественной войны система планирования народного хозяйства несколько изменилась. Составлялись не народно-хозяйственные, а военно-хозяйственные планы.

С августа 1943 г. в Госплане СССР велась систематическая работа по составлению перспективных планов восстановления и развития хозяйства пострадавших от оккупации районов. Впоследствии эти работы слились с подготовкой проекта пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.

Общее направление перестройки планирования, после войны, заключалось, во-первых, в усилении роли Госплана СССР, во-вторых, в разграничении перспективного и текущего планирования. Поэтому в мае 1955 г. Госплан был разделен на Государственную комиссию СМ СССР по перспективному планированию (Госплан СССР)иГосударственную экономическую комиссию СМ СССР по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия СССР). К ведению Госплана была отнесена разработка только перспективных планов (10-15 лет), к ведению Госэкономкомиссии - разработка текущих планов (на основе пятилетних) и планов материально-технического снабжения.

В июле 1965 г. для совершенствования системы цен и методов ценообразования при Госплане был образован Государственный комитет цен. В декабре 1969 г. он был преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет цен СМ СССР (с27 июня 1989 г. - Государственный комитет СССР по ценам). Его задачи обеспечение единства политики в вопросах цен во всех звеньях народного хозяйства, своевременное изменение цен в зависимости от условий производства, повышение роли цен в стимулировании производства.

Одним из важнейших рычагов государственного управления и планового руководства развитием сельского хозяйства в СССР являлась централизованная система учета и статистики. Союзно-республиканским органам по учету и статистике в отраслях народного хозяйства и централизованному руководству делом статистики в стране являлось Центральное статистическое управление при СМ СССР (ЦСУ СССР) (с 5 июля 1978 г. - Центральное статистическое управление СССР). Его основные задачи - совершенствование единой научной методологии и организации статистики, анализ статистических материалов и представление правительству докладов и предложений по актуальным вопросам развития народного хозяйства и культуры, сбор и обработка статистических данных, составление отчетного баланса народного хозяйства, межотраслевого баланса производства и распределение продукции, создание автоматизированной системы государственной статистики. 8 августа 1987 г. ЦСУ СССР было преобразовано в союзно-республиканский Государственный комитет СССР по статистике.

Управление финансами. 6 июля 1923 г. был создан объединенный (союзно-республиканский) Наркомат финансов СССР. На него возлагались проведение в жизнь финансовой политики на всей территории СССР, составление и исполнение государственного бюджета, проведение единой налоговой политики, руководство кредитом и страхованием. Он осуществлял свою деятельность в централизованном и децентрализованном порядке. Централизованно он вводил единое денежное обращение и кредитную систему, другие функции он осуществлял через одноименные наркоматы республик. Наркомфины союзных республик руководили финансовым делом в пределах республик, составлением бюджета республик, взиманием налогов.

Нэп существенно изменил всю систему финансирования. Перевод трестов на хозрасчет означал отмену государственных дотаций. Предусматривалось лишь выделение из госбюджета кредитов на образование оборотных средств и на покрытие дефицита. В бюджет поступали только отчисления от прибыли и часть продукции в порядке государственного обложения.

Нужда трестированной промышленности в банковских кредитах была так велика, что Госбанк СССР на мог удовлетворить ее полностью. Тресты часто прибегали к взаимовыручке - коммерческому кредиту, что было неизбежно, хотя и затрудняло планирование. Это явилось причиной создания отраслевых банков. В 1922-1924 гг. наряду с Госбанком СССР появился целый ряд отраслевых банков, созданных на акционерных началах. К концу восстановленного периода функционировало 6 коммерческих банков, 2 кооперативных, 45 коммунальных банков, одним из главных акционеров почти во всех банках выступил Госбанк СССР.

26 декабря 1922 г. было положено начало организации сберегательного дела: Наркомфину было предложено приступить к созданию сберегательных касс, и вскоре, в 1923 г., они открылись в Москве и Ленинграде.

Особенно ярко появилась централизация в проведении двух реформ - кассового устройства и кредитной системы.

Первая реформа называлась реформой единства касс. До 1925 г. в нашей стране существовали две кассы - Наркомфина и Госбанка, т.е. одновременно действовали приходно-расходные кассы и специальные кассы (таможенные, портовые и др.) Наркомфина и Госбанка.

Реформа заключалась в том, что к 1927 г. все кассы Наркомфина были ликвидированы, остались лишь конторы, отделения и агентства Госбанка. Только они принимали государственные доходы и только они производили расходы.

Вторая реформа - кредитная - была проведена в 1930-1932 гг. Она изменила условия и порядок кредитования, установив так называемый прямой банковский кредит в качестве единственной системы кредитования. До этого существовали две формы кредита - прямой банковский и коммерческий. Коммерческий кредит - это взаимное кредитование предприятий товарными или денежными авансами под товары. Для своего времени это был удобный метод распределения оборотных средств, но коммерческий кредит был не подвластен плановым органам. Прямое банковское кредитование осуществлялось по плану, утверждавшемуся правительством. Для каждого предприятия устанавливался определенный лимит, в пределах которого ему на заранее известные цели отпускались денежные средства. После отмены коммерческого кредита выдача кредитов зависела от выполнения предприятием производственного плана, т.е. были созданы условия для банковского “контроля рублем”. Все кредитование отныне должно было осуществляться только в централизованном порядке Госбанком СССР. Были ликвидированы филиалы Всероссийского и Всеукраинского кооперативных банков, Центральный сельхозбанк СССР реорганизован во Всероссийский сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк. Таким образом, на Госбанк СССР были возложены непосильные для него задачи по планированию и регулированию всех хозяйственных процессов, а хозяйственная инициатива предприятий, учреждений, наркоматов была ослаблена.

Основой накопления капиталовложений являлись высокоразвитые экономические районы РСФСР и УССР, капиталовложения в народное хозяйство других республик осуществлялись главным образом за счет перераспределения средств из общесоюзного бюджета. Так финансовый план на 1928/29 хоз. год был выполнен с превышением доходов над расходами лишь двумя республиками (РСФСР и УССР). РСФСР внесла в особый государственный резерв СССР более 24 млн. руб. Все другие республики свели свой бюджет с дефицитом, хотя он и был меньше, чем в предшествующем году. Такое положение сохранялось на протяжении всей первой пятилетки. Дефицит погашался за счет общесоюзных средств. В ряде случаев дотации из общесоюзного бюджета намного превышали собственные накопления республик. За исключением РСФСР, все республики до конца первой пятилетки ежегодно получали дотации из союзного бюджета.

Но в Госбанке было сосредоточено лишь текущее, краткосрочное кредитование. А долгосрочное кредитование передавалось в специальные банки: по постановлению ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. “Об организации специальных банков долгосрочных вложений” на базе прежних отраслевых банков были созданы 4 всесоюзных специализированных банка. Промбанк СССР финансировал капитальное строительство в промышленности и электрохозяйство, Сельхозбанк СССР - колхозную и совхозную систему, Всекомбанк СССР - коммунальное и жилищное строительство, Цекобанк СССР - капитальное строительство в кооперации. Позднее, в 1936 г., был создан Торгбанк СССР, финансировавший капитальное строительство в торговле. Эти банки, хотя и имели прежние названия, существенно отличались от всех предшественников. Прежние отраслевые банки предоставляли главным образом краткосрочные кредиты и подчинялись соответствующим ведомствам. Новые специализированные банки занимались исключительно долгосрочным кредитованием капитального строительства и входили, как и Госбанк, в систему Наркомфина СССР.

В 1930-1931 гг. была проведена налоговая реформа: на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. вместо многочисленных налогов и акцизов для государственных социалистических предприятий были установлены два основных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных - налог с оборота и подоходный налог.

К концу 30-х годов центральным органом руководства финансовой, кредитной и денежной системой страны оставался Наркомат финансов СССР (союзно-республиканский). Структура наркомата сложилась к 1928 г. и более двадцати лет почти не менялась. Центральный аппарат наркомата включал три главных управления (государственного страхования, финансового контроля, трудовых сберегательных касс) и 12 управлений (доходов, кредита, валютное, налоговое, бюджетное и др.).

В первые годы НЭПа повысилась роль Госбанка СССР. В связи с масштабом его операций и для усиления его роли в январе 1938 г. он был передан из ведения Наркомфина СССР в непосредственное подчинение СНК СССР. Председатель правления Госбанка вошел в состав правительства. Госбанк, таким образом, обрел самостоятельность. На 1 января 1941 г. он имел около 4 тыс. учреждений, обслуживал 844 тыс. предприятий. НКФ СССР непосредственно руководил только бюджетно-финансовым, страховым и сберегательным делом и банками долгосрочного кредитования: Промбанком, Сельхозбанком, Цекобанком и Торгбанком.

С началом Великой Отечественной войны перед Наркомфином была поставлена задача резко сократить расходы, не связанные с военным производством, выявит дополнительные ресурсы: доходы бюджета значительно упали из-за свертывания производства для гражданских нужд. Задача была решена за счет введения новых налогов (военный, на холостяков), выпуска в обращении облигаций государственных займов (за 1941-1945 гг. они дали 76 млрд. руб.), проведение денежно-вещевых лотерей, ограничения выплаты вкладов, прекращения выдачи ссуд под залог облигаций госзаймов и др.

С окончанием войны были отменены или сокращены многие налоги, с 1947 г. по 1954 г. 7 раз проводилось снижение цен на товары. 4 декабря 1947 г. ЦК КПСС и СМ СССР было принято постановление “О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары”: новые деньги обменивались в соотношении 10:1; обмен был осуществлен за неделю (16-22 декабря). Денежная реформа 1947 г. позволила приостановить инфляционные процессы. Этому способствовало и жестокое ограничение доходов основной массы населения, высокоэффективные капвложения в восстановление народного хозяйства, сокращение военные расходов. 28 февраля 1950 г. советский рубль был переведен на золотое обеспечение и его курс в отношении иностранных валют стал повышаться: теперь он исчислялся не на базе доллара (как это делалось с 1937 г.), а на золотой основе.

Без существенных изменений финансовые и кредитные учреждения действовали до 1946 г., когда Госбанк СССР снова перешел в подчинение Минфина СССР. Эта реорганизация не способствовала улучшению работы кредитных органов. В 1954 г. Госбанк СССР и стал подчиняться непосредственно правительству СССР, председатель Правления Госбанка СССР на правах министра вошел в состав правительства.

Ко времени обсуждения контрольных цифр развития народного хозяйства на 1959-1965 гг. было выдвинуто предложение для улучшения финансирования и контроля за строительством объединить отраслевые банки долгосрочного кредитования. В результате реорганизации 7 апреля 1959 г. были упразднены Сельхозбанк, Цекобанк и коммунальные банки, а Промбанк преобразован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР). Функции упраздненных банков распределялись между Госбанком СССР и Стройбанком СССР.

В Стройбанке СССР сосредоточивалось все финансирование и кредитование капитальных вложений жилищного, коммунального, промышленного и культурно-бытового строительства. Стройбанк СССР являлся крупным кредитным учреждением, обслуживающим все подрядные организации в промышленности, на транспорте, в связи, в строительстве.

Госбанк СССР - один из крупнейших банков в мире выступал как единый эмиссионный банк, организующий и регулирующий денежное обращение, банк краткосрочного и долгосрочного кредитования и финансирования капвложений отдельных отраслей, кассовый и расчетный центр страны. Кроме того, он обслуживал колхозы и совхозы, кооперацию и индивидуальное жилищное строительство в сельской местности. В 60-80-х годах в системе Госбанка СССР было 15 республиканских контор, 200 краевых, областных, городских контор, более 4 тыс. районных отделений, 75 тыс. сберегательных касс. Госбанк СССР проводил совместно с Внешторгбанком СССР международные расчеты, кредитование советской внешней торговли, выполнял операции с иностранной валютой, золотом, устанавливал курсы валют в рублях.

В денежно-кредитную систему входили также Банк для внешней торговли (Внешторгбанк)СССРи сеть советских банков за границей - Московский народный банк в Лондоне с отделениями в Сингапуре и Бейруте, Оствестбанк во Франкфурте-на-Майне, Коммерческий банк в Париже, Русско-иранский банк в Тегеране и др. В 1980 г. деловые контакты осуществлялись с 1730 банковскими учреждениями.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сравните функции совнархозов в первые годы советской власти и в период реформы управления народным хозяйством 1957г.

2. Назовите общие черты и различия в системах государственного управления в военных условиях (гражданская война и Великая Отечественная война).

3. Покажите действие формулы «реформа-контрреформа» на хозяйственной реформе середины 60-х годов.

ТЕМА 15. УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ

1. Управление образованием

Согласно декрету II Всероссийского съезда Советов был образован Наркомат просвещения РСФСР, который на протяжении многих лет возглавлял А.В. Луначарский. Перед наркоматом стояли две главные задачи: организация аппарата просвещения в центре и на местах и завоевание на сторону революции старого учительства.

В первый период деятельности для Наркомпроса была характерна чрезвычайная широта функций. Он сосредоточил в своих руках руководство организацией школьного (высшая и средняя школа) и дошкольного образования, политико-просветительной работы в массах, издательским делом, всеми научными учреждениями страны (в том числе и Академии наук) и искусством (театр, музыка, изобразительное искусство, кино и т.п.).

Наркомпрос не успевал приспосабливать свой аппарат к быстро растущим потребностям просвещенческой работы. К тому же его аппарат не представлял собой единого целого: многие его части были самостоятельными, размещались в разных концах Москвы. Эти организационные недостатки усугублялись громоздкостью аппарата (35 отделов, 198 подотделов). Аппарат Наркомпроса нуждался в реорганизации. 11 февраля 1921 г. было утверждено новое, по существу первое положение о Наркомпросе РСФСР. Теперь центральный аппарат Наркомпроса состоял из трех частей: академического центра, организационного центра, главков. Первый объединял и направлял всю идеологическую работу главков наркомата и, кроме того, ведал всеми научно-исследовательскими учреждениями, включая Академию наук. Он имел две секции: научную и художественную. Во второй - организационный центр - из всех главков и отделов были переданы административно-хозяйственные функции, а хозяйственные подразделения главков и отделов ликвидировались. В его составе были созданы управления - административное, организационное, снабжение и т.п.

В качестве основных главных управлений были образованы: Главсоцвос (ведал дошкольным воспитанием, школьным образованием, охраной несовершеннолетних, повышением квалификации педагогического персонала); Главпрофобл (ведал профессионально-техническими школами), Главполитпросвет (все внешкольное образование), Госиздат, Главнаука (научное, научно-художественное, музейное дело, охрана природы). Главки в свою очередь состояли из отделов и многочисленных секций. Позднее в наркомате были созданы и другие подразделения: Главлит (1922), Главрептком (при Главлите) и Госкино (1923). При наркомате РСФСР также действовали различные совещательные и полномочные, постоянные и временные комитеты, комиссии и другие учреждения: Центральная сетевая комиссия(1923 - 1925) для разработки плана введения в республике всеобщего обучения; Совет по просвещению национальностей нерусского языка(1921 - 1934); Центральное управление госцирками(1922 - 1931),Главное управление по делам литературы и издательства(1922 - 1933).

По типу Наркомпроса РСФСР были реорганизованы и наркомпросы других союзных республик. Для выработки единой политической, организационной, методической линии в деле постановки просвещенческой работы в 1917 - 1924 гг. практиковался созыв совещаний наркомов просвещения всех республик (не менее 2 раз в год). На этих совещаниях обсуждались вопросы методические, распределение кадров, снабжения учебной литературой, планы издательской работы в республиках и т.п.

После окончания гражданской войны одной из задач, вставших перед государством, было проведение культурной революции. Она началась в период, когда остро ощущались последствия войны - тяжелая экономическая разруха, недостаток средств.

При образовании Союза ССР почти все отрасли социально-культурного строительства были отнесены к компетенции союзных республик. Имелось ввиду, что республики вполне самостоятельно будут руководить просвещением, наукой, искусством, высшей школой, здравоохранением, социальным обеспечением и т.п., а союзные органы ограничатся разработкой, определением и изданием общих директив в этой области. Первоначально так и было. Однако уже с середины 20-х годов положение начало меняться: общесоюзные органы управления стали возникать в тех подотраслях социально-культурного строительства, в которых их создание Конституцией не предусматривалось. Объекты культуры постепенно передавались из ведения республик в ведение общесоюзных органов, что именно особенно тяжелые последствия для Российской Федерации. Административно-командная система, стремившаяся к полной централизации управления, на протяжении 20-30-х годов ограничивала права союзных республик в деле управления социально-культурным строительством. В одних случаях усиление централизации управления имело под собой некоторые объективные основания (как, например, в здравоохранении), но в большинстве случаев оно основывалось лишь на стремлении контролировать и регулировать все процессы, происходившие в стране. В результате к концу рассматриваемого периода почти во всех подотраслях социально-культурного строительства (за исключением социального обеспечения и средней школы) были созданы общесоюзные органы управления, а учреждения культуры из ведения республик переданы в ведение Союза ССР.

До образования СССР руководство в области народного просвещения, науки и искусства осуществляли наркоматы просвещения республик, ведущее место среди которых занимал Наркомпрос РСФСР. По ряду вопросов (политико-просветительная работа, репертуарное дело и цензура, организация просвещения нацменьшинств и т.п.) деятельность НКП РСФСР выходила за рамки компетенции республики, а первое положение о нем легло в основу создания органов просвещения в других советских республиках.

После образования СССР наркоматы просвещения республик остались необъединенными (республиканскими) органами. В общесоюзном порядке определялись лишь общие начала народного просвещения. По инициативе НКП РСФСР периодически собирались совещания наркомов просвещения республик для разработки законодательства по вопросам, общим для всех республик.

Одной из важнейших задач культурной революции являлась ликвидация массовой неграмотности и малограмотности трудящихся. Как известно, народы страны говорили на 146 языках и наречиях, многие народы не имели письменности. Особые трудности представляла ликвидация неграмотности народов Востока, письменность которых была основана на трудной для восприятия арабской графике. В 1926 г. в Баку на первом Всесоюзном тюркологическом съезде было принято решение провести латинизацию арабского алфавита. 15 августа 1930 г. Президиум Совета Национальностей ЦИК СССР подвел итоги этого процесса. В специальном постановлении отмечалось, что на латинский алфавит перешли 36 национальностей, на основе латинской графики в стране издается до 100 названий газет и журналов и литература на 40 языках. Для координации всей работы решено образовать при Президиуме Совета Национальностей ЦИК СССР Всесоюзный центральный комитет нового алфавита (ВЦКНА). Комитет был научно-организованным центром для решения теоретических вопросов в связи с разработкой новых алфавитов и объединял работу 35 местных комитетов. Аппарат ВЦКНА включал четыре сектора - кавказских языков, тюркско-татарских языков, угро-финских языков, технографических. В процессе латинизации были допущены явные перегибы, заключавшиеся прежде всего в том, что латинский алфавит был возведен в абсолют, провозглашен “алфавитом всемирного коммунистического общества”, а попытки положить в основу письменности нерусских народов русский алфавит клеймились как контрреволюционные. Латинизаровалась письменность даже тех народов, которые до этого пользовались русской графикой (удмурты, коми, осетины, якуты и др.). Позднее некоторые народы вернулись к русской графике: в 1936 г. - кабардинцы, в 1937 г. - малочисленные народы Севера, дагестанцы, адыгейцы и др.

Управление народным образованием приобрело законченные организационные формы к середине 30-х годов и до 60-х годов почти не менялось. Руководство начальной и средней школой, профессионально-техническим образованием и высшей школой сосредоточивалось в республиканских наркоматах просвещения, общефедерального органа в этой области не было.

В 20-30-е гг. существовала весьма пестрая система подготовки рабочих кадров, включавшая различные школы, курсы, из которых наиболее устойчивыми оказались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1929 г. они перешли в ведение промышленных наркоматов и до 1933 г. наркомпросы республик осуществляли по отношению к ним лишь руководство учебной частью. Это позволяло приблизить обучение к производству, но одновременно вело к узковедомственному подходу в подготовке рабочих кадров. Количество школ ФЗУ и школ обучения без отрыва от производства (ФЗО) росло очень быстро, а добиться единства содержания обучения было невозможно, планирование подготовки кадров было крайне затруднено, общая потребность экономики в кадрах никем не изучалась и т.п.

2 октября 1940 г. был издан указ Президиума Верховного Совета СССР №О государственных трудовых резервах”. Он предусматривал ежегодно выпускать 1 млн квалифицированных рабочих, для чего предлагалось учредить три типа учебных заведений: ремесленные училища (с двухгодичным сроком обучения), школы ФЗО (с шестимесячным сроком обучения) и железнодорожные училища (с двухгодичным сроком обучения) для подготовки рабочих массовых профессий. Для организации планомерной подготовки кадров рабочих 2 октября 1940 г. при СНК СССР было создано Главное управление трудовых резервов (ГУТР) (союзно-республиканское). Одновременно в союзных республиках образовались управления трудовых резервов при правительствах республик. Главное управление составляло планы подготовки рабочих кадров по профессиям, разрабатывало и утверждало учебные планы и программы, издавало учебники и учебные пособия. Набор в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО, как и распределение, был плановый (в случае недобора разрешалось добирать до плана в порядке мобилизации).

В системе ГУТР учащиеся обучались по 300 специальностям, среди которых были и очень узкие. При пересмотре номенклатура специальностей была сокращена в 4 раза. Уже в 1940/41 уч. году было около 4 тыс. Учебных заведений, в которых обучался 1 млн чел. За 1941 - 1943 гг.в системе трудовых резервов было подготовлено 1606450 специалистов.

Подготовка специалистов высшей квалификации в вузах и техникумах еще в конце 20-х годов отошла в ведение хозяйственных наркоматов. В ведении наркомпросов республик остались только педагогические и художественные учебные заведения и программно-методическое руководство всеми вузами. Это имело определенное положительное значение. Однако наркоматы порой увеличивали число вузов, не учитывая возможностей учебно-материальной базы, что привело к возникновению в начале 30-х годов множества карликовых и параллельных вузов. 19 сентября 1932 г. ЦИК СССР принял постановление “Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”, в котором рекомендовал упорядочить сеть вузов и номенклатуру специальностей. Число вузов к 1937 г. Сократилось до 683 (за счет укрепления), программно-методическое руководство было передано из наркомпросов вновь созданному в 1932 г. Всесоюзному комитету по высшему образованию при ЦИК СССРво главе с Г.М. Кржижанским. Комитет координировал деятельность наркоматов по подготовке специалистов, контролировал качество подготовки, устанавливал номенклатуру специальностей, утверждал типовые учебные планы и программы. Однако непосредственное руководство вузами оставалось за соответствующими наркоматами, в составе которых действовали главные управления учебных заведений. Уже к 1924 г. 75 % всех студентов вузов были выходцами из рабочих и крестьян. Это позволило изменить условия приема в вузы. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 29 декабря 1935 г. Отменялись ограничения, связанные с социальным происхождением поступающих или с ограничением прав их родителей.

Централизация руководства высшим образованием была завершена в 1936 г. (К этому времени вузы находились в ведении 34 наркоматов). По постановлению ЦИК и СНК СССР от 21 мая 1936 г. Комитет был ликвидирован и создан Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР (ВКВШ). При этом председателе действовал Совет из представителей союзных и республиканских наркоматов и других учреждений, в ведении которых были вузы. Накануне войны в непосредственном ведении ВКВШ находилось 19 вузов из 817, подчинявшихся 120 наркоматам. Они ежегодно выпускали 100-110 тыс. специалистов. На комитет возлагалось рассмотрение планов развития высшей школы в СССР, установление количества и типов учебные заведений, контингента учащихся, утверждение учебных планов и программ по общественным дисциплинам, присвоение ученых званий. При наркоматах, где имелись вузы, учреждались управления учебных заведений. До 1939 г. распределение выпускников осуществлялось не вузами, соответствующим наркомом (и расходы по отправке выпускников оплачивались наркоматами). С передачей в 1939/40 уч. году ряда вузов и промакадемий в ведение ВКВШ на него возлагалось и распределение.

Директора вузов утверждались и смещались только ВКВШ по представлению соответствующих наркоматов, деканы утверждались начальником управления учебных заведений наркомата, и только заведующие кафедрами избирались по конкурсу и утверждались ВКВШ. Организационные и правовые основы деятельности самих вузов были в 1938 г. закреплены в Типовом уставе вуза. В вузах национальных республик в обязательном порядке вводилось преподавание русского языка.

Таким образом, к 1940 г. народным образованием руководили три органа: детскими учреждениями и общеобразовательной школой - наркомпросы союзных республик, средним техническим образованием - Главное управление трудовых резервов, высшим образованием - Всесоюзный комитет по делам высшей школы. Однако следует сказать, что они не охватывали всей сети школ, вузов и техникумов в стране. Дело в том, что значительная часть учебных заведений оставалась в ведении наркоматов.

В годы войны крупнейшие вузы были эвакуированы, многие закрыты или объединены: сеть вузов в 1942/43 уч. году уменьшилась на 40 % , число студентов сократилось в 2,5 раза. Были введены новые учебные планы с ускоренным обучением (вместо 5 лет - 3,5, вместо 4 лет - 3 года), уменьшились летние и зимние каникулы, в вузах вводились дисциплины (“Методика и организация политпросветработы в Красной Армии” - на истфаках, “Артиллерия”, “Авиационные приборы” - для специальностей механика и математика, “Противохимическая оборона” - в химических институтах и во всех вузах - 20-часовой курс “Великая Отечественная война”). Резко сократился прием в аспирантуру. С 1 октября 1941 г. вводилось всеобщее военное обучение. Руководство этой работой Главное управление всеобщего военного обучения наркомата обороны СССР, в составе ВКВШ СССР был создан отдел военной подготовки.

По постановлению СНК СССР от 2 июля 1943 г. на ВКВШ было возложено учебно-методическое руководство техникумами (промышленными, сельскохозяйственными, транспортными, связи, экономическими), для чего в его составе было создано Главное управление по руководству техникумами. В его задачи входило развитие сети техникумов, планирование приема (совместно с наркоматами), разработка номенклатуры специальностей, разработка и утверждение программ общеобразовательных и общетехнических дисциплин.

Ущерб, причиненный за годы войны высшей школе, был огромным: 334 вуза были совершенно уничтожены, в других пострадало оборудование, библиотеки, уникальные экспонаты вывезены в Германию. За годы 1946 - 1950 гг. было восстановлено и построено более 18 тыс. школ, успехи школьного строительства позволили в 1949 - 1950 гг. приступить к практическому осуществлению всеобщего 7-летнего обучения в городе и деревне. Сеть вузов по важнейшим отраслям была восстановлена уже в 1945/46 уч. году (кроме педагогических, экономических, правовых). После войны значительное количество вузов находилось в ведении наркоматов, ряд вузов вообще выпадал из сферы влияния ВКВШ. Это приводило к неравномерному распределению вузов по районам страны, параллелизму в их работе. Поэтому 10 апреля 1946 г. ВКВШ был упразднен и создано союзно-республиканское Министерство высшего образования СССР, в ведение которого перешли более 300 крупных вузов, в том числе все университеты, технические, сельскохозяйственные, юридические, экономические вузы. В ведении соответствующих министерств остались вузы транспортные, педагогические, медицинские, архитектурные, художественные, физкультурные. На министерство возлагалось и руководство техникумами. 30 сентября 1946 г. Главное управление трудовых резервов было преобразовано в Министерство трудовых резервов СССР.

При общей организации министерств в марте 1953 г. восемь ведомств, в том числе министерства высшего образования и трудовых резервов, были объединены в Министерство культуры СССР. Но попытка сосредоточить в одном органе руководство различными отраслями социально-культурного строительства оказалась явно неудачной. И через год из МК СССР выделился ряд самостоятельных ведомств. 9 марта 1954 г. для руководства высшим образованием в стране было создано общесоюзное Министерство высшего образования СССР. Уже в декабре 1954 г. оно было преобразовано в союзно-республиканское, а в 1959 г. переименовано в Министерство высшего и среднего специального образования.

В области руководства начальным и средним образованием в конце 50-х годов была предпринята реформа. Это была первая в мире попытка решить проблемы, порожденные массовым образованием во всех развитых странах. Реформа школы 1958 г. была вызвана противоречием между всеобщим стремлением к получению высшего образования и потребностям экономики в рабочей силе. В 1950 г. почти все желающие могли учиться в вузах, в 1958 г. только одна треть из них была принята по конкурсу в институты, остальные не должны были пойти на производство.

В основе реформы лежали два положения: а) ликвидация системы “трудовых резервов”, их замена профтехучилищами, куда можно было поступить после 7-го класса; буржуазия) средняя школа получила “политехнический” профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, в результате которой выпускник школы получал профессию. На практике проведение реформы требовало значительных средств на оборудование для профессионального обучения, а их не было, предприятия оказались не готовы к неожиданной педагогической нагрузке. В результате ухудшалась общая культурная подготовка, но и достаточной профессиональной подготовки школа не давала.

3 августа 1966 г. был создан общесоюзный орган по руководству народным образованием - Министерство просвещения СССР. Министерство руководило общим образованием, дошкольным воспитанием и развитием педагогической науки в стране. Система просвещения представляла собой сложную организацию: в 120 тыс. дошкольных учреждений воспитывалось 13 млн. детей; 154 тыс. образовательных школ с более чем 45 млн. учащихся и 3 млн. учителей и других педагогических работников образовали второе звено; свыше 600 пединститутов и училищ готовили кадры для средней школы.

12 апреля 1984 г. Верховный Совет СССР принял постановление “Об основных н





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 1 =