Виды правоохранительной деятельности

По своему содержанию правоохранительная деятельность является многогранной вследствие разнообразия выполняемых ею функций.

К основным направлениям (видам) правоохранительной деятельности относятся:

- конституционный контроль;

- правосудие;

- прокурорский надзор;

- охрана общественного порядка;

- расследование преступлений;

- защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи;

- правовая работа и некоторые другие.

Конституционный контроль представляет собой специальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. Этот контроль осуществляется Конституционным Судом РФ.

Правосудие - важнейшее направление правоохранительной деятельности государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке с правом применять к правонарушителям государственное принуждение, в том числе и в форме уголовного наказания. Правосудие обладает рядом специфических признаков:

- осуществляется только указанными в законе способами: рассмотрение гражданских дел, рассмотрением уголовных дел, рассмотрением дел об административных правонарушениях;

- реализуется с соблюдением особого порядка (процедуры), установленного процессуальным законодательством;

- осуществляется только особым органом - судом.

Прокурорский надзор направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов органов государственного управления, общественных организаций, а также предотвращение и пресечение противоправных действий должностных лиц и граждан. Этот надзор осуществляется Генеральным прокурором РФ и всеми подчиненными ему прокурорами.

Охрана общественного порядка - это деятельность по предотвращению и пресечению правонарушений. Она возложена на органы Министерства внутренних дел РФ.

Расследование преступлений - деятельность особых должностных лиц - следователей и оперативных уполномоченных, осуществляемая с целью раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших, для предания их суду или реабилитации невиновных. Следственный аппарат имеется в прокуратуре, органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности. Права органов дознания предоставлены милиции, таможенным и некоторым другим органам и должностным лицам.

Защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи осуществляется, прежде всего, адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода деловых бумаг, выступления адвокатов на суде в качестве защитников по уголовным делам и представителей по гражданским делам. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов, институтом гражданского общества и не входит структурно в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Она направлена на обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере договорных отношений предприятий, учреждений, организаций, фирм. Юрисконсульты содействуют правопорядку в организациях путем составления договоров, визирования приказов, консультирования сотрудников и др.

Другие направления правоохранительной деятельности обеспечиваются таможенными органами, органами Федеральной службы безопасности, нотариатом и пр.

Задачи конкретных правоохранительных органов установлены в законодательных актах, регулирующих их организацию и деятельность (например, в Законе "О милиции", в Федеральном законе "О прокуратуре РФ").

6 Отличительные признаки органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

. Правоохранительные органыэто органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных

органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана

права. Охрана права подразумевает

а) восстановление нарушенного права;

б)наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из, данного толкования

охрана права следует за нарушением права. Иными словами , право

охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так

действительно и бывает нельзя ни кого осудить до преступления. Однако

представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами

не исчерпывается. Гражданину важно не только чтобы, его нарушенное

право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по

справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи

целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как

создание условий препятствующих нарушению права.

загрузка...

Цель деятельности правоохранительных органов включает также

охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование

личности, общества, государства, а также других объектов, в частности

окружающей среды.

Второй признак правоохранительных органов: правоохранительные

органы — это государственные органы. Все правоохранительные органы

создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами,

отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную

подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный

признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы

выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных

органов, как-то: осуществление правоохранительной деятельности спе-

циальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы

их полномочий закреплены в законе.

Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют

свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним.

Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными

законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О

Прокуратуре Российской Федерации, «О Федеральной службе безопасности»

и т.д.

Для своего нормального функционирования государство

вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию

физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер

принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от

иных государственных структур.

Названные признаки, присущи всем без исключения пра-

воохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой

очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может

быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым

правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди.

При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед

нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех

признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

- право применения норм уголовного закона;

- осуществление полномочий в строго определенной процессуальной;

форме, Для деятельности судов, например, характерны различные виды

судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать

определении правоохранительных органов.

Правоохравнтнльные органы— это специальные органы, созданные

государством в целях охраны права, действующие на основании и в

соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения,

а в ряде сл чаев правом применения уголовного закона и обязанностью.

соблюдения определенной процессуальной формы.

8 Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами.

Весьма тесно дисциплина "Правоохранительные органы" свя­зана с дисциплиной "Уголовный процесс", основное назначение ко­торой — глубокий анализ содержания деятельности всех правоох­ранительных органов, связанной с производством по делам о пре­ступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как долж­ны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступ­лений, изобличении лиц, виновных в их совершении, и определении мер правового воздействия на таких лиц, а равно при принятии решений о реабилитации тех, кого незаконно привлекали к уголов­ной ответственности. Она ориентирует и в том, кок должны строиться возникающие в ходе названной деятельности отношения между пра­воохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мере за­висит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (про­цедуры) производства конкретных действий.

"Правоохранительные органы" как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом "Гражданский процесс", который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданс­ких дел — дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком кру­ге дел). Близко с этим курсом соприкасается курс "Арбитражный процесс", в рамках которого изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах.

На старших курсах юридических вузов преподается также "Прокурорский надзор" — предмет, дающий сведения, которые су­щественно дополняют материал одной из тем дисциплины "Право­охранительные органы" — темы, посвященной прокурорскому над­зору и прокуратуре. Эти сведения значительно расширяют позна­ния об основах организации прокуратуры, а главное — о содержа­нии, формах и методах осуществления прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры.

Не изолирована дисциплина "Правоохранительные органы" и от таких юридических дисциплин, как "Общая теория государства и права" и "Отечественная история государства и права". Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов проку­ратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоре­тического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в разви­тии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как на­шими современниками, так и предшественниками. Исходные сведе­ния, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зару­бежной истории.

9 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная власть является равнозначной с законодательной и исполнительной. Это один из признаков становления правового государства.

Исключительной особенностью судебной власти является, осуществление ее только специальным государственным органом - судом. Главной особенностью судебной власти является - обеспечение их независимости при осуществлении основных функций — правосудия или конституционного контроля. Принятие решений по конкретным делам ограждается от постороннего влияния, как внешнего, так и внутреннего (вышестоящие судебные инстанции или судебное начальство). Этого нет в законодательной и исполнительной властях. Функционирование судебной власти, несмотря на ее самостоятельность и независимость происходит во взаимодействии с законодательной и исполнительной ветвями власти. Федеральное Собрание принимает законы обязательные для исполнения, в том числе и судами, утверждает финансирование судов. Суды могут признать законы не конституционными, а решения исполнительных органов незаконными. Суды могут выступать с законодательной инициативой по вопросам их ведения, Совет Федерации может принять такой закон или отклонить. Финансирование судов, организационное обеспечение во многом зависит от исполнительной власти. Суд же может признать нормативно-правовой акт или действие должностных лиц исполнительной власти незаконными.

Спецификой судебной власти является установленный законом порядок деятельности при осуществлении правосудия. Этот порядок строго регламентирован. Главной целью этого является обеспечение законного, обоснованного и справедливого решения. Этот установленный порядок называется судопроизводством.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

80 + = 90