ВОЗРАСТНАЯ КОГОРТА И ПОКОЛЕНИЕ



Каждая возрастная группа называется когортой, когорту рождения со­ставляют все люди, родившиеся в течение конкретного промежутка време­ни. С этим понятием тесно связаны другие, в частности, продолжительность (биологическая и ожидаемая) жизни, время жизни, жизненный цикл и жиз­ненный путь.

В отличие от когорты «поколение» относится не к биологической, а к со­циальной сфере. Характер и смена поколений зависят от типа общества и составляют основу его культуры. Поколение — когорта сверстников, осозна­ющих свою духовную общность, сходным образом участвующих и реагирую­щих на одни и те же события. Столкновение интересов различных когорт на­зывают конфликтом поколений.

На процесс социализации можно взглянуть иначе и рассмотреть его с точки зрения демографии — науки о народонаселении, изучающей при по­мощи статистических методов рожда­емость и смертность, половозрастную структуру населения, продолжитель­ность жизни, миграцию и эмиграцию. Для этого воспользуемся двумя важны­ми понятиями — возрастная когорта (когорта рождения) и поколение. Термин «поколение» заимствован социологами из демографии, где оно используется для обозначения возрастной группы, т.е. совокупность лиц, родившихся в течение одного и того же периода времени (года, пятилетия). Поколение с социологической точки зрения объединяет людей с общим самосознанием, имеющих общий опыт, общие интересы и взгляды. В тру­дах многих социологов XIX и XX в., таких как О. Конт, X. Ортега-и-Гассет, В. Паретто и других, смена поколений рассматривалась как основная дви­жущая сила исторического процесса.

В статистике, как зарубежной, так и отечественной, которая в последнее время стремится привести свою терминологию к международному стандар­ту, понятие поколения в социологическом смысле отсутствует. Да оно здесь и не нужно, ибо дело идет на счет и количество, а не на ценности и качество. Для статистиков своего рода разменной монетой выступает слово когорта. Для них все вокруг является преувеличенной когортой. Когорта(Cohort) — группа лиц, которые переживают одни и те же события в один и тот же пе­риод. Например, возрастная когорта, или поколение, — это группа лиц, ро-

лившихся в один и тот же период времени. Брачная когорта — это группа лиц, вступивших в брак в одно и то же время. По мнению Н.М. Римашевс-кой, когорта — это совокупность людей, родившихся в течение некоторого календарного периода, то же, что и поколение37.

Поколение для статистиков — тоже когорта, но только другая: когорта рождения. Поколение(Birth cohort) — субнаселение, совокупность лиц, рож­денных в одном и том же году или в один и тот же период времени. Лица принадлежащие к одному и тому же поколению, имеют одинаковый или близкий возраст и одновременно проживают свою жизнь. В демографичес­ком анализе различают реальное и гипотетическое поколения.

Когорта рождения(она же — возрастная когорта) — совокупность инди­видов, принадлежащих по рождению к одному и тому же временному пери­оду (месяц, год или несколько лет), например, с 1945 по 1950 г. или 1900 по 1905 г. В расширительном толковании — совокупность индивидов в рамках одной популяции, которая пережила одно и то же историческое событие в одном и том же возрасте. Родившиеся в одно время вместе переживают важ­нейшие события, экономические кризисы, войны и т.д. Каждая когорта приобретает собственный, непохожий на другие когорты, опыт социализа­ции. У родившихся в 1930—1935 гг. было совсем иное детство, молодость и зрелость, чем у родившихся в 1945—1950 гг.

На уровне когорты рождения выясняется влияние макрофакторов. По­нятие «жизненный путь» раскрывает влияние важнейших событий на уров­не отдельного индивида.

Любое исследование характеристик одной и той же когорты в разные вре­менные периоды или характеристик различных когорт в одном и том же воз­расте называется когортным анализом, который, в частности, широко приме­няется в демографии. При изучении рождаемости, смертности или средней продолжительности жизни используются 5-, 10-, 20-, 30- и даже 50-летние ин­тервалы. Сравнивая различные когорты, например, родившихся в конце XIX и в середине XX в., ученые установили интересные закономерности: люди стали позже заканчивать школу, но раньше вступать в брак, у них сохранился промежуток между рождением первого и последнего ребенка, но увеличилась общая продолжительность жизни.

Главной проблемой когортного анализа является необходимость разли­чать эффекты возраста, когорты и времени. Эффекты возраста связаны с процессами взросления и последующего старения; эффекты когорты явля­ются общими для людей одного возраста; эффекты времени порождаются широким социально-культурным историческим контекстом, опытом учас­тия в тех или иных исторических событиях. Когортный подход использует­ся в лонгитюдных социологических исследованиях, при изучении жизнен­ного пути, профессиональной карьеры, внутри поколенной и межпоколен­ной социальной мобильности38.

загрузка...

Соседние когорты, переживавшие одни и те же события, к примеру, Вто­рую мировую и афганскую войны, эпоху развитого социализма, перестрой­ку, тем не менее обладают разной структурой жизненного пути. Возраст, в

37 Римашевская Н.М. «Русский крест» // Природа. 1999. № 6.

38 См.: Экономико-социологический словарь / Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк, О.В. Терещенко и др. Со­
ставители: Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк. Науч. ред. Г.Н. Соколова. — Минск, 2002.

котором обследуемые столкнулись с этими событиями — одни уже заканчи­вали школу, а другие только начинали учиться, — существенно повлиял на их судьбу, образование, профессиональную карьеру, на весь процесс социа­лизации. Они в разное время служили в армии, поэтому одни попали на афганскую войну, а другие — нет.

Смена поколений и лестница возрастов

Метод условного поколения, применяемый в демографии, означает спо­соб изучения демографических процессов, основанный на интерпретации показателей частоты демографических событий, полученных по интервалам длительности некоторого демографического состояния для непродолжи­тельного календарного периода (обычно для 1—2 лет) как набора последо­вательных частот таких событий на протяжении жизни когорты.

Если когорта рождения — статистическая категория, то поколение — социальная категория. Она также обозначает однородную по возрасту груп­пу людей, родившихся в одно и то же время. Однако поколение— это реаль­ная группа людей, сформировавшаяся в одних и тех же исторических усло­виях, осознающих свою общность, сходным образом участвующую и реаги­рующую на одни и те же события. Индивиды, принадлежащие к одному поколению (сверстники), чувствуют определенную солидарность, облада­ют во многом похожим жизненным опытом и отличают себя от представи­телей других поколений. Выделяют поколения отцов и детей, поколение шестидесятников, послевоенное поколение и т.д.

Другое понимание поколения определяет не дату рождения, а время вступления в творческую активность. Так, к поколению шестидесятников в России относят не тех, кто родился в 1960-е гг., а тех, кто в это время начат активно создавать свое литературное имя, к примеру поэтов А. Вознесен­ского, Б. Окуджаву и Е. Евтушенко считают знаковыми фигурами поколения шестидесятников. Именно в это время они заявили о себе как зрелые лично­сти и начали активную творческую карьеру. Хотя родились они в 1930-е гг. В США Generation X— это люди, родившиеся в период с 1961 по 1980 г. и активно заявившие о себе на общественной сцене в конце 1980-х и начале 1990-х гг. Именно эта, вторая, дата и определила культурную специфику

данного поколения. В это время его представителям было от 20 до 30 лет. Напомним, что термин Generation X в научный оборот ввел канадский жур­налист Дуглас Коупленд в своем рома­не «Generation X: Tales for an Accelerated Culture» (1991)39. Он повествует о жиз­ни 27-летних молодых людей.

Слово «поколение», вынесенное в заглавие романа Д. Коупленда, симпто­матично: книга наполнена многочис­ленными межпоколенческими разбор­ками и обидами иксеров (так называют представителей этого поколения — от Xers) на лысохвостиков, которые успе­ли пожить до нефтяного кризиса нача­ла 1970-х. Это все реалии западной ци­вилизации, потому отечественные критики считают, что «Поколение Икс» существует прежде всего как явление американской (шире — западной) мо­лодежной культуры и может быть понято только в этом контексте40.

В Америке иксеры — дети хиппи как в биологическом смысле (демогра­фическое происхождение), так и в духовном (культурная преемственность). По времени своего появления поколение хиппи совпадает с нашим поколе­нием шестидесятников. Между ними можно обнаружить не столько хроно­логическое , сколько социально-политическое и духовное сходство. К примеру те и другие стремились к максимальной свободе творчества и отрицали цен­ности того общественного строя, в рамках которого они выросли и прошли социализацию. Американские хиппи негативно относились к буржуазной морали и ценностям массовой культуры, советские шестидесятники, возник­шие на волне хрущевской оттепели, не принимали ценности тоталитарного сталинизма и выступали за социализм «с человеческим лицом».

Правда, есть и различия. Так, американские хиппи не хотели работать до седьмого пота, не хотели эксплуатировать и быть эксплуатируемыми, а хо­тели свободы и любви. Они любили подолгу сидеть на парапетах и набереж­ных, свободно путешествовать по стране, жить независимыми общинами и наслаждаться простыми человеческими взаимоотношениями. Наши шести -

39 Коупленд Д. Generation Икс. М., 2002.

40 Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // Иностранная литература. 1998. № 3.

десятники, напротив, стремились занять активную социальную позицию, участвовать во всех общественных инициативах и начинаниях, просвещать народ, много и плодотворно трудиться, развивая гуманистические ценно­сти и идеалы. Правда, те и другие не добились своего — общество к ним не прислушалось и под их идеалы не перестроилось. В Америке наступила эра больших корпораций, а затем нефтяной кризис 1970-х гг., в СССР — с окон­чанием хрущевской оттепели наступил брежневский «развитой социализм», усиление цензуры, а затем кризис плановой экономики начала 1980-х гг. На смену хиппи и шестидесятникам уже стремились новые поколения молоде­жи, исповедующие новую мораль и новую субкультуру.

Но и старые поколения — хиппи и шестидесятников — никуда не делись. Они преобразились. Как из первых, так и из вторых получились отличные ме­неджеры и руководители крупных ком­паний41. Повзрослев, американские и советские «бунтари» превратились во вполне респектабельных граждан, хотя и на склоне лет сохранивших роман­тический дух и демократические ценности. Когда в России началась горба­чевская перестройка, то духовными гуру ее стали именно шестидесятники во главе с Заславской, Яковлевым, Вознесенским, Собчаком. Через пять лет они образовали политическое объединение «Демократическая Россия», вывели на улицы тысячи митингующих интеллигентов и привели страну в эру капита­лизма. Возглавить протестный авангард им удалось именно потому, что прежде они добились высокого положения и признания в обществе (академики, зна­менитые писатели, видные журналисты), но раскрыть свой творческий потен­циал при советской власти не могли и не хотели. В результате российские ше­стидесятники появились на общественной сцене еще раз — 20 лет спустя — и выполнили свою историческую миссию, заменив «прогнивший» советский строй цивилизованной (как им казалось) буржуазной демократией. А их свер­стники, американские хиппи, себя не осуществили, промелькнули лишь один раз, общество не перестроили, но сами преобразились в тех, кого в молодос­ти критиковали и отвергали — сытых буржуа, продажных политиков и биз­несменов. Это их отрицали и от них натерпелось новое поколение американ­цев — иксеры. Постаревшие хиппи, изо всех сил создававшие служебную карьеру, превратились в никудышных родителей, почти не уделявших время воспитанию своих детей. Первые создали вторым материальный рай — от ком­пьютерных игрушек до банковских счетов, — но духовной пищи они им не дали. Дети отомстили отрицанием ценностей как хиппи-детей эпохи 1960-х, так и хиппи-родителей эпохи 1980-х гг.

Таким образом, единого мнения в научной литературе относительно того, по каким датам и начиная с какого времени считать начало того или иного по­коления, не существует. Но все специалисты сходятся во мнениях о том, что поколение — это не демографическая категория и не биологическое явление, а сугубо социокультурный феномен. Поколение социологи42 понимают как

41 Говорят, Билл Гейтс — самый богатый человек в мире, акула капитализма и глава «Майкрософ­
та» — был даже учеником великого психоделического гуру Тимоти Лири.

42 Здравомыслова Е. «Земной свой путь пройдя до половины...». Судьба поколения на примере одной
биографии (www.indepsocres.spb.ru).

общность людей, переживших сходный социально-культурный опыт и обозна­чающих себя как такая общность. Поколение, с одной стороны, понимается как элемент идентичности, основанной на самоопределении, а с другой стороны, как структурное условие — социальная среда, обиход и событийность которой въедаются в жизнь отдельного человека, становясь частью его образа.

Поколение— это звено (колено) в цепи происхождения от общего пред­ка. Поколение означает счет по звеньям, по коленам. Одно колено или по­коление составляют люди примерно одного года рождения или близкие к ним. Родившиеся в 1980 г., а также за пять лет до того и через пять лет после того составят людей приблизительно одного поколения. Благодаря сходно­му возрасту они выглядят как одногодки, у них сходные взгляды на жизнь и одинаковый жизненный опыт, если последний приравнивать к тем истори­ческим событиям, которые пришлось им пережить. Говорят же о военном поколении и поколении так называемых шестидесятников.

Отсюда следует, что поколение — это не только, а может и не столько биологическое, сколько историко-культурное понятие. Оно указывает на духовную общность современников, жизнь которых связана с каким-либо важными историческими событиями, единство нравственных позиций, дух времени (например, комсомольцы 1920-х, военное поколение).

Поколение — это группа людей, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях, осознающих свою общность, сходным образом уча­ствующих и реагирующих на одни и те же события. Индивиды, принадле­жащие к одному поколению (сверстники), чувствуют определенную соли­дарность, обладают во многом похожим жизненным опытом и отличают себя от представителей других поколений.

Характер поколения определяется событиями, происходившими во вре­мена юности. Они влияют на всю последующую жизнь. Каждое поколение.

Врезка




Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



33 − 24 =